Индустрия «цифрового здоровья» — это большой бизнес.
Под ней понимаются технологии для контроля показателей здоровья, включающие в себя приложения о здоровье, гаджеты и имплантацию микрочипов.
Мировой рынок таких технологий, по данным консалтинговой фирмы Global Market Insights, к 2024 году достигнет объема 379 млрд долларов. Для сравнения, в 2017 году он составлял 71,4 млрд долларов.
Однако эта экспансия может означать, что технологии, призванные улучшить жизнь пользователей, могут быть использованы и против них.
Сейчас в Google Play и Apple Store насчитывается более 200 тысяч мобильных приложений, касающихся здоровья.
«С помощью сенсоров, отслеживания передвижений и других инструментов для сбора данных мы имеем возможность определять изменения, отклонения от нормы и другие природные и физические факторы, которые могут влиять на то, как мы лечимся — и в конечном итоге, улучшить жизнь людей», — говорит Джон Барди, вице-президент фармацевтической компании Otsuka.
Но эти возможности влекут за собой огромную ответственность. Проблемы могут возникать в сфере этики и безопасности.
Так как же приложения для здоровья могут сработать против нас?
1. Может подскочить стоимость вашей медицинской страховки
В сентябре прошлого года в одной из старейших и крупнейших страховых компаний в Северной Америке John Hancock были введены новые правила.
В компании анонсировали переход на исключительно интерактивные методики, при которых данные об активности и здоровье передаются через носимые девайсы и смартфоны.
Там отметили, что клиентов, ведущих более здоровый образ жизни, будут поощрять скидками и подарками — указывая на статистику о том, что те, кто пользуется интерактивными девайсами, живут от 13 до 21 года дольше, чем другие застрахованные.
По мнению страховых экспертов, это может привести к тому, что компании будут наказывать клиентов, которые не достигают целей — например, взимая более высокую плату с тех, кто откажется пользоваться интерактивными девайсами.
Тем не менее, в John Hancock говорят, что обязательная политика интерактивности продиктована запросами клиентов — согласно данным страховой компании, они стали на 700% чаще за последние три года пользоваться технологиями сбора данных о здоровье.
«Веками страховая модель в первую очередь предоставляла финансовую поддержку в случае смерти, без внимания к повышению качества того, от чего это зависит: жизни», — заявляет глава John Hancock Мэрианн Харрисон.
«Мы уверены, что страховщики должны заботиться о том, как долго и хорошо живут их клиенты. Мы гордимся, что с этим решением мы станем единственной компанией в США, которая полностью основывает подход к здоровью на поведении и привычках клиентов и отказывается от старых подходов».
2. Девайс может шпионить за вами
Искусственную вентиляцию легких с помощью специального аппарата (СИПАП-терапию) используют миллионы людей по всему миру для лечения дыхательных проблем, таких как обструктивное апноэ сна.
Однако это дорого и не всегда покрывается государственными программами здравоохранения.
В ноябре расследование американского радио NPR выяснило, что некоторые страховые компании поставляли интерактивные СИПАП-девайсы, которые отправляли им сведения о пациентах, чтобы в дальнейшем компания могла отзывать аппараты у тех, кто не соблюдал всех требований лечения.
Немецкий специалист по данным Кристиан Беннефелд считает, что компаниям даже не нужно прибегать к таким крайним мерам для мониторинга клиентов.
Исследование, проведенное его компанией eBlocker и спонсировавшееся швейцарской газетой, выяснило, что сайты индустрии здравоохранения уже мониторят активность пользователей благодаря отслеживающим местоположение программам.
У одной компании, к примеру, таких программ оказалось 33.
«Проблема в том, что многие даже не подозревают, что вся информация отслеживается — например, когда они посещают медицинский сайт в поисках рекомендаций и вводят в поиске слово «рак», — поясняет Беннефелд в разговоре с Би-би-си.
3. Соблазн самодиагностики
Информация о симптомах и болезнях находится в свободном интернет-доступе уже не один десяток лет.
Однако более усовершенствованные новые технологии дают пациентам возможность исследовать свое состояние и даже сделать генетические тесты по запросу.
Даже государственные учреждения вроде британской Национальной службы здравоохранения разработали приложения с виртуальными помощниками, чтобы сократить очереди желающих посетить врача.
В 2016 году Королевское фармацевтическое общество провело исследование, в ходе которого выяснилось, что более половины взрослых в Британии пользуется интернетом вместо посещения врача. В том же году опрос исследовательского центра Mintel показал, что все больше молодых людей доверяет информации о здоровье, размещенной онлайн, больше, чем полученной от докторов и фармацевтов.
И это несмотря на предостережения со стороны служб здравоохранения об опасностях подобного подхода. Например, анализ British Medical Journal 23-х сайтов о здоровье показал, что верный диагноз они дали лишь в 34% случаев.
4. Вас могут взломать
Большая проблема в мире «цифрового здоровья» — это огромное количество данных, собранных у пациентов.
Уязвимы ли они к нарушениям безопасности, которых в последние десятилетия происходит немало?
Пока что в списке самых серьезных утечек данных в истории нет компаний, связанных с индустрией здравоохранения.
Но уже в этом году хакеры взломали государственную медицинскую базу данных Сингапура и украли персональные данные 1,5 миллионов человек — около четверти всего населения страны.
5. Вы можете стать жертвой смещенного алгоритма
Энтузиасты цифровой медицины считают, что технологии приводят к более персонализированной системе здравоохранения.
Но есть опасения, что это может привести к неудобным ситуациям для пациентов.
Все благодаря смещению алгоритма — когда компьютерная система отражает скрытые ценности людей, участвовавших в ее создании.
Ряд исследований, посвященных использованию искусственного интеллекта, подчеркивали необходимость большего разнообразия в командах разработчиков, а также в данных, которые они использовали.
Независимый британский Совет по биоэтике (Nuffield Council) рассматривает этические вопросы в биологии и медицине и отчитывается по ним.
Он указывает на риски использования искусственного интеллекта в здравоохранении.
ИИ, по мнению Совета, может работать хуже там, где данных недостаточно, или их труднее собирать и отображать в цифровом виде. Это может касаться людей с редкими заболеваниями или тех, кто недостаточно представлен в клинических исследованиях, например, афроамериканцев, азиатов и этнических меньшинств.
6. Гаджет может не принести пользы
Исследования эффективности цифровых медицинских технологий свидетельствуют о неопределенных результатах. Пример — исследование Университета Вирджинии 2017 года, в котором анализируется связь между подсчетом калорий и использованием технологий фитнес-трекинга с нарушениями питания.
С другой стороны, исследования в Британии засвидетельствовали сокращение числа посещений больниц пациентами с хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ).
В одном из случаев приложение, разработанное правительством Швеции с целью сокращения употребления спиртных напитков среди студентов (Promillekoll), в реальности привело к увеличению потребления алкоголя студентами мужского пола.
7. Неожиданные последствия
Приложение Natural Cycles, которым пользуется 700 тысяч человек в 200 странах, было признано первым в мире «цифровым контрацептивом» — оно основано на вычислении репродуктивного цикла женщины и одобрено Управлением США по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами.
Однако с июля прошлого года это приложение и компания-разработчик стали подвергаться все большей критике из-за появления случаев незапланированных беременностей среди пользователей.
Шведские власти в январе сообщили, что 37 из 668 абортов, произведенных в стокгольмской больнице, были сделаны женщинам, которые пользовались приложением Natural Cycles.
В августе Управление по рекламным стандартам Великобритании запретило рекламу этого приложения в «Фейсбуке», заявив, что утверждения о его высокой надежности не соответствуют действительности.
Читайте также: 5 лайфхаков, как начать делать зарядку.