О том, что Владимир Набоков на протяжении десятков лет страдал от псориаза, широко известно, но как это тяжелое аутоиммунное дерматологическое заболевание влияло на его психическое состояние, до сих пор не изучалось. Чтобы восполнить этот пробел, сотрудники отделения дерматологии системы больниц Опито де Пари (Франция) проанализировали переведенные на английский письма Владимира Набокова к жене Вере, написанные в период с 1923 по 1977 годы, обращая внимание на пассажи, связанные с псориазом. Статья Лори Руссе (Laurie Rousset) и ее коллеги Брюно Алиу (Bruno Halioua) опубликована в журнале British Journal of Dermatology.
Впервые Набоков упомянул о вспышке псориаза в июле 1936 года, но в тот раз болезнь утихла после того, как писатель позагорал на солнце. Однако уже в 1937 году он писал жене, что буквально сходит с ума от связанных с болезнью страданий и «достиг грани самоубийства». Приступы псориаза у Набокова были очень тяжелыми, из-за страшного кожного зуда он не мог спать по ночам. «Это очень сильно отражается на моем настроении. Иногда я просто думаю, что теряю рассудок», — пишет Набоков, упоминая о «постоянных мыслях о моем окровавленном белье, покрытом пятнами лице и чешуйках отмершей кожи, сыплющихся на ковер».
«Письма Набокова рисуют живой портрет человека, мучающегося от симптомов болезни, социальной тревожности и стыда, — приводит The Daily Mail комментарий Руссе. — Страдания Набокова демонстрируют, как важно для пациентов с псориазом, когда их болезнь находится под контролем, а лекарства облегчают их состояние».
Во времена Набокова еще не существовало такой отрасли, как психодерматология, изучающая влияние кожных заболеваний на психику пациентов. Как показывают недавние исследования, до 58% пациентов с псориазом страдают от депрессии, а до 7,2% из них подумывают о суициде.
Читайте также о лечении псориаза.