Самые жестокие психологические эксперименты

Сегодня в психологии и психиатрии подход к пациенту гуманистический: уважение к личности, открытый диалог о чувствах, поддержка и принятие. Но еще недавно ученые, пытаясь нащупать психическую «норму» и границы допустимого, проводили такие эксперименты, которые сейчас кажутся совершенно бесчеловечными.
Тюремный эксперимент
Удары током
Сладкая соленая каша
Запретное желание съесть лакомство
Тюремный эксперимент
Удары током
Сладкая соленая каша
Запретное желание съесть лакомство
Еще
6b8c4021c5a718af759dc340568c2373.jpeg
Источник: Кадр из фильма «Эксперимент»
Источник: Кадр из фильма «Эксперимент»

Тюремный эксперимент

В 1971 году профессор психологии Филип Зимбардо провел знаменитый Стэнфордский тюремный эксперимент. Он хотел понять, что будет с хорошими людьми — а именно с обычными студентами без психологических проблем и криминального прошлого, — если поместить их в условия тюрьмы. Естественно, понарошку — «тюрьма» была сооружена в подвале Стэнфордского факультета психологии.

Часть студентов, принимавших участие в эксперименте, должна была играть заключенных, другая часть — надсмотрщиков. Результаты оказались печальными и шокирующими: всего за пару дней участники, которые выполняли роль надсмотрщиков, стали проявлять садистские наклонности, а «заключенные» — испытывать сильный стресс и показывать первые признаки депрессии. Эксперимент, который был рассчитан на две недели, пришлось прекратить досрочно, спустя всего шесть дней.  

Зимбардо и его команда тщательно продумали эксперимент, чтобы воссоздать тюремные условия. Тех, кто играл заключенных, с самого начала подвергали унизительным процедурам: обыскивали, раздевали, обрабатывали спреем от вшей. Затем их одели в тюремные робы с порядковыми номерами — такая процедура должна была обезличить «преступников». К ногам привязали цепи с замками — этот «аксессуар» должен был постоянно напоминать участникам, что они несвободны.

«Надсмотрщиков» одели в униформу цвета хаки, выдали им полицейские дубинки и свистки. Также студенты, которые играли охранников в тюрьме, носили солнцезащитные очки — за ними не было видно глаз, что придавало этим участникам больше отстраненности. Исследователи разрешили «надсмотрщикам» придумать собственные правила поведения в «тюрьме» и наводить порядок так, как они посчитают нужным.

Уже спустя сутки нахождения в постановочной тюрьме «заключенные» устроили бунт. В ответ на это «охранники» стали применять сначала физическое, а затем и психологическое насилие: раздевали «заключенных», лишали их еды, заставляли ходить в туалет в ведро и не выносили его содержимое.

Эксперимент пришлось прекратить после того, как исследователи просмотрели видео с ночных дежурств «надсмотрщиков» — когда те думали, что за ними не наблюдают, они вели себя еще более жестоко, чем днем. Финальную точку поставила Кристина Маслак, доктор психологических наук Стэнфордского университета: она увидела, как «заключенные» маршируют к туалету с мешками на голове, скованные цепью, и сказала, что исследование перешло границы морали и этики. Так Стэнфордский тюремный эксперимент завершился через шесть дней после начала.

Зимбардо сделал вывод, что необходимо менять условия содержания в тюрьмах, так как нынешняя система — почти безграничная власть надсмотрщиков и унизительно бесправное положение заключенных — пробуждает в людях их худшие качества.

Однако результаты тюремного эксперимента имеют отношение не только к преступникам и охранникам. Они показывают, как сильно условия, в которых оказываются люди, и их социальная роль влияют на поведение — больше, чем личностные качества конкретного человека. Ни один из интеллигентных студентов так и не отказался от роли садиста-надсмотрщика в процессе эксперимента и даже не смог противостоять агрессии своих «коллег» — ведь участники считали, что просто выполняют свои обязанности по поддержанию порядка.

Удары током

Другой эксперимент, похожий на исследование Зимбардо, провел Стэнли Милгрэм, психолог из Йельского университета. В 1963 году, еще до тюремного эксперимента, Милгрэм изучал, насколько далеко могут зайти люди в своем подчинении власти и авторитетам.

Участники исследования Милгрэма думали, что помогают обучать других людей. Те должны были запоминать слова по парам, и если «ученики» давали неправильный ответ, то «учителя» нажимали на кнопку и «били» второго участника током. На самом деле, конечно, никаких ударов током не было, это была постановка. Но «учителя» не только этого не знали, но и думали, что каждый последующий удар тока становится все более мощным.

Источник: PROFred:/Flickr.com/CC BY-SA 2.0

Остановились ли участники эксперимента, когда сила ударов стала критической, а их «ученики» стали молить о пощаде? Так же, как и в тюремном эксперименте, большинство — 65% испытуемых — проявили не свойственный им садизм, дойдя до самого мощного «удара». Все потому, что экспериментатор, который сидел в комнате вместе с участниками, постоянно повторял: «Вы должны продолжать, у вас нет выбора». Некоторые подопытные явно испытывали стресс от этой ситуации — они дрожали, потели, нервно смеялись, — но продолжали несмотря ни на что.

Милгрэм сделал из своего эксперимента такой вывод: приказы тех, кто имеет власть и авторитет, могут перевешивать личную мораль человека. Он использовал результаты своих исследований, чтобы объяснить эпизоды масштабной жестокости в истории человечества — такие, как Холокост.

Сладкая соленая каша

В истории психологии есть много экспериментов, известных изощренным издевательством над детьми. Они, безусловно, не такие жестокие, как испытания Зимбардо и Милгрэма, однако тоже серьезно испытывают границы детской психики. Серию таких экспериментов проводили советские ученые — эти исследования вошли в научно-популярный фильм 1971 года «Я и другие».

Задачей советских психологов было показать, как сильно внушение со стороны других людей влияет на психику и восприятие реальности. Ответ на вопрос они искали в экспериментах над детьми. В одном из экспериментов детям показывали две пирамидки разного цвета. Исследователи сажали детей вчетвером и ставили на стол черную и белую фигуру, а затем просили участников ответить, какого цвета пирамидки. Трех из четырех участников исследователи заранее подговорили отвечать «обе белые». Зачастую четвертый участник вслед за остальными утверждал, что обе фигурки белые — хотя прекрасно видел, что это не так.

Источник: stephen boisvert/Flickr.com/CC BY 2.0

В аналогичном испытании четырех детей кормили кашей: троим давали обычную сладкую кашу, а четвертому — пересоленную. Но так как дети думали, что пробуют одну и ту же кашу, то четвертый участник часто говорил, что его каша тоже вкусная и сладкая.

Психологи сделали вывод, что многие люди отказываются верить собственным ощущениям, чтобы соответствовать поведению большинства. Такие люди — как дети, которые давились соленой кашей и называли ее сладкой, — являются внушаемыми, или конформными. А вот те дети, которые, несмотря на слова окружающих, утверждали, что каша соленая, а фигурки — белая и черная, продемонстрировали независимое поведение: люди с таким поведением больше ориентируются на свои чувства и внутренние ценности, а не на то, что внушает им общество.

Запретное желание съесть лакомство

Еще одним любителем поиздеваться над детьми был американский психолог из Стэнфорда Уолтер Мишел, который в 1960-е годы провел свой знаменитый «зефирный тест». Идея эксперимента была в том, чтобы проверить, насколько ребенок способен сдерживать свои сиюминутные порывы. В данном случае речь шла о желании немедленно съесть одну из любимых сладостей американских детей — зефир маршмеллоу. Экспериментатор оставлял ребенка на 20 минут в комнате наедине с зефиркой. Если участник выдерживал соблазн, то по возвращении взрослый выдавал ему вторую сладость. Если нет — что ж, тест на силу воли провален!

Источник: John Morgan/Flickr.com/CC BY 2.0

Задание оказалось неожиданно сложным — только треть участников оказались стойкими и смогли выждать те самые 20 минут, остальные сорвались и съели зефир раньше. Но этот эксперимент вошел в историю не только из-за изощренного издевательства над детьми. Спустя 20 лет Уолтер Мишел нашел участников исследования и посмотрел, как они живут. Оказалось, что наиболее волевые дети, которые не съели маршмеллоу сразу, добились больших успехов в работе и учебе и были меньше подвержены стрессам. Ученые сделали вывод, что умение противостоять соблазнам в детстве говорит о более высоких шансах человека преуспеть во взрослой жизни.

Информация предоставляется в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обращайтесь к врачу.