Главный фактор, влияющий на уровень смертности мужчин трудоспособного возраста и в России, и в Европе, — это объем потребляемого алкоголя. Свои выводы группа российских ученых опубликовала в издании Оксфордского университета Alcohol and Alcoholism.
«Употребление алкоголя провоцирует рост смертности, это было ясно. Мы хотели посмотреть, как “работает” этот фактор по сравнению с другими, и оценить “масштабы бедствия”, — пояснил “РГ” руководитель исследования, завлабораторией мониторинга рисков социально-политической дестабилизации ВШЭ Андрей Коротаев. — Причем решили выделить когорту мужчин трудоспособного возраста — основных потребителей алкоголя». Результаты подтвердили тревожные ожидания ученых: именно алкоголь уверенно лидировал среди факторов, которые не дают мужчинам жить долго и счастливо. Курение, наркотики, недостаток овощей и фруктов, уровень затрат на здравоохранение, — все это тоже влияет на смертность, но куда меньше по сравнению с выпивкой.
«Из-за алкоголя, в том числе, в состоянии опьянения, умирают молодые, еще вполне здоровые люди. И были бы трезвыми — были бы живыми, — говорит завотделением профилактики рисков здоровья Центрального НИИ информатизации здравоохранения Минздрава России Дарья Халтурина. — Речь идет обо всех факторах смертности: это внешние причины (несчастные случаи, суициды, ДТП), но есть и соматические причины. Аритмия, кардиомиопатия — частый результат отравляющего влияния этанола на сердечную мышцу. Гипертонические кризы в состоянии похмелья. Плюс еще большая доля смертей от болезней внутренних органов тоже связаны с выпивкой: это и панкреанекрозы, циррозы печени и т. д.».
Самые вредные — крепкие напитки. Что касается более слабых — сухого вина и пива, и они небезопасны. Хотя и в меньшей степени. В «многопьющих» странах «винно-пивного пояса», например, в Португалии, где очень любят красное вино, и в Германии, где «ударяют» по пиву, мужская смертность на порядок выше, чем в бедной мусульманской Албании, в которой много криминала, но пьяных нет.
Еще один пример — традиционно «заливавшиеся» крепким алкоголем Скандинавия, Финляндия, Польша. Меры против активного его употребления они стали принимать гораздо раньше, чем мы. Можно, например, вспомнить запрет на продажу водки в Финляндии. Чтобы оторваться, финны приезжали в «пьяные» туры в советский Ленинград.
«Были периоды, когда алкоголь в этих странах отпускался с ограничениями, по талонам. Ну и, конечно, высокие акцизы, высокая розничная цена — все это сдерживало потребление, — говорит Дарья Халтурина. — В итоге теперь там больше пьют пиво, чем водку, а здоровье населения стало лучше».
40 миллилитров этанола — безопасная суточная доза алкоголя для мужчин. У женщин — 30 мл.
Андрей Коротаев вспомнил нашу горбачевскую антиалкогольную кампанию в середине 80-х годов. Много чего «перегнули», вырубили все виноградники, но всего за несколько «сухих» лет удалось снизить смертность болезней сердца на 12 проц., а от несчастных случаев, связанных с алкоголем, — в разы.
Основной вывод, который сделали ученые: крепкие напитки — это недооцененный фактор влияния на наше здоровье. «Это актуально не только для России, но и для Европы тоже. Например, сейчас в ЕС пошла нездоровая мода сотрудничать с компаниями, производящими крепкий алкоголь. Они оплачивают саммиты “большой семерки”, участвуют в переговорах и имеют возможность влиять на выработку политических решений, — говорит Дарья Халтурина. — Например, вместо действенных экономических антиалкогольных рычагов продвигают разные псевдопрограммы».
Впечатляющ пример Осетии и Ингушетии. Генетически очень похожие народы. Женщины и там, и там живут одинаково долго — кавказское долголетие. Ингушские мужчины живут на пять лет меньше женщин. А в Осетии, где активно пьют водку, мужчины умирают уже на 10 лет раньше женщин. Хотя во всем остальном — климат, еда — регионы очень схожи.
Так что водка пришла — и забрала пять лет. Как и в целом по России.
Каковы рекомендации ученых? Во-первых, правительства и ВОЗ должны стараться снизить потребление всех видов алкоголя, но приоритетно — крепкого. Во-вторых, нужно прекратить сотрудничать с производителями алкоголя, чтобы исключить лоббирование ими своих интересов. Выигрывают от их лоббистской деятельности производители недорогой водки, отметила Халтурина. Потому что упиться дорогим марочным коньяком или виски не каждому по карману. А водка более доступна. И становится орудием массового поражения.
Важно знать
1. Коварство крепких напитков в том, что из-за их высокой токсичности организм начинает их перерабатывать не сразу, а постепенно, как бы мелкими партиями. Человек выпил рюмку — и не чувствует опьянения, считает себя трезвым и выпивает еще и еще, «догоняет». И в результате превышает «безопасную» дозу.
2. Российский паттерн поведения — напиваться один-два раза в неделю (в пятницу и субботу), но зато от души, не соблюдая никаких норм. Это наиболее опасная для здоровья схема, утверждает Андрей Коротаев. Безопаснее бокал-другой красного вина к ужину каждый день, чем бутылка водки раз в неделю.
3. Еще один секрет, почему водка хуже пива и вина. Опасная разовая доза водки — это примерно 200 мл. Короче, стакан. Чтобы «добрать» то же количество этанола, нужно выпить 600−700 мл вина (стандартная бутылка) или чуть меньше двух литров пива. Но чтобы выпить такое количество вина или пива, надо еще постараться. И к тому же такое количество пьется медленнее, в течение вечера, вперемешку с едой и неалкогольными напитками. А принять стакан водки — это намного быстрее. Да и многие этим объемом, увы, не ограничиваются. Тем более у нас приняты 50 и даже 100-миллиметровые стопки, хотя в цивилизованном мире коньяк, виски и ту же водку наливают порциями не более 30 мл рюмок. Так что превысить порог, за которым пить становится просто опасно, очень легко.
Что больше всего мешает нам жить долго
- Больше всего на различиях в продолжительности жизни сказывается именно потребление алкоголя.
- На втором месте — расходы на здравоохранение.
- Курение — третий по значимости фактор.
- Недостаток овощей и фруктов.
На сколько лет вредные привычки сокращают жизнь, читайте здесь.