Британские психологи установили, что просмотр фотографий худых женщин заметно увеличивает неудовлетворенность собственным телом. Такой эффект наблюдается и у тех женщин с «нормальным» весом, которые изначально были довольны размерами собственного тела, и тех, кто был ими не удовлетворен, пишут исследователи в научном журнале Royal Society Open Science.
Многие врачи и психологи опасаются, что изображения слишком худых девушек, которые постоянно встречаются в современных средствах массовой информации, приводят к неудовлетворенности собственным телом у женщин. Следствием этого становятся психологические проблемы и возможные нарушения пищевого поведения, в частности анорексия, булимия и переедание. По некоторым данным, своим телом (и в первую очередь его размерами) недовольны примерно треть девочек-подростков и две трети взрослых женщин. Несмотря на то, что многие ученые видят прямую связь между слишком большим количеством изображений слишком худых девушек в рекламе и расстройствами пищевого поведения, однозначной корреляции между просмотром фотографий других людей и удовлетворенностью собственным телом до этого установлено не было.
Британские психологи под руководством Хэлен Баулд (Helen Bould) из Оксфордского университета решили подтвердить или опровергнуть эту связь с помощью полноценного научного исследования. Все исследование состояло из двух независимых экспериментов. В первом из них принимали участие 90 женщин возрастом от 18 до 25 лет с «нормальным» весом (то есть с индексом массы тела от 19 до 25 килограмм на квадратный метр), разделенных на три группы.
Перед экспериментом участниц эксперимента попросили оценить, насколько худыми они себя считают (с помощью визуальной аналоговой шкалы от 0 до 10), а также насколько они удовлетворены размерами своего тела (также по шкале от 0 до 10). После этого каждой из испытуемых показывали в случайном порядке изображения женщин разной худобы. Участницам первой группы демонстрировали фотографии женщин с «нормальным» весом (их индекс массы тела составлял от 22 до 23 килограммов на квадратный метр), участницам второй группы — те же фотографии, но слегка сжатые относительно вертикальной оси, а участницам третьей — те же фотографии, но, наоборот, слегка растянутые. В качестве таких стимулов использовались фотографии 10 белых женщин в полный рост в возрасте от 18 до 25 лет, лицо на изображении было размыто. Для увеличения концентрации внимания, участниц эксперимента просили запоминать изображения и сообщать о совпадениях с фотографиями, которые им демонстрировались до этого.
По окончании эксперимента исследователи просили посмотреть на себя в зеркало (в полный рост без верхней одежды), после чего измеряли вес и рост и оставляли в комнате, предложив шоколад. В конце эксперимента ученые повторяли вопросы, заданные до демонстрации фотографий: насколько худой считает себя участница и насколько она довольна размерами своего тела. Изменение удовлетворенности размерами собственного тела ученые оценивали по ответам на вопросы до и после эксперимента, а также по количеству съеденного шоколада и оценке фотографий других женщин с «нормальным» весом. Полученные результаты ученые анализировали с помощью рандомизирующей статистической схемы, исключая случайные выбросы и внося возможные поправки на возраст, индекс массы тела и настроение участницы (которое оценивалось с помощью специального опросника).
Второй эксперимент полностью повторял первый, но в нем принимали участие только те женщины, которые изначально были не удовлетворены размерами собственного тела — всего 96 участниц в возрасте от 18 до 25 лет. Оценка удовлетворенности производилась с помощью теста из опросника нарушений пищевого поведения по шкале от 1 до 6 и соответствовала верхней четверти показателей первой группы. По словам авторов исследования, эти женщины находятся в группе риска с точки зрения возможных нарушений пищевого поведения.
Оказалось, что для участниц первого эксперимента демонстрация фотографий женщин с весом выше среднего (то есть больше, чем у самих участниц) никак не влияет на удовлетворенность собственным весом. При этом, у той группы испытуемых, которым показывали фотографии худых женщин и женщин с «нормальным» весом, удовлетворенность размерами собственного тела понизилась в среднем на 10%. Во втором эксперименте неудовлетворенность повысилась только у тех участниц, которым показывали фотографии худых девушек (удовлетворенность в среднем упала тоже на 10%). Что интересно, статистически достоверной корреляции между показанными фотографиями и решением съесть шоколад или отказаться от него ученые не обнаружили.
По словам авторов работы, полученные ими результаты подтверждают, что частая демонстрация фотографий женщин с весом ниже среднего, например, в средствах массовой информации может привести к неудовлетворенности собственным телом даже у женщин с «нормальным» весом, а следовательно и вызвать проблемы со здоровьем. Поэтому ученые советуют реже использовать в рекламе фотографии слишком худых девушек.
В одном из недавних исследований британские психологи обнаружили, что постоянное воздействие медиа — вовсе не обязательное требование для формирование идеала женской красоты. Жителям удаленных африканских деревень хватило всего 15 минут просмотра фотографий худых женщин, чтобы изменить свои представления об идеальном теле. Правда, аналогичный эффект наблюдается и при просмотре фотографий полных моделей.
Ранее корейские ученые выяснили, что худые люди сильнее других подвержены депрессии.