Сотрудники Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского и Московского научно-исследовательского института психиатрии выяснили, что кратковременное влияние слабых непредсказуемых стрессоров на социальных животных (в данном случае грызунов), отделенных от своих соседей, вызывает у них не только депрессивные состояния, но и воспаление нервной ткани головного мозга. Это объясняет, почему у находящихся в условиях хронического стресса млекопитающих (к числу которых относятся и люди) чаще наблюдаются воспалительные процессы. Научная статья опубликована в журнале Biology Bulletin.
В эксперименте, длившемся восемь недель, использовали 17 взрослых самцов крыс. Эти грызуны предпочитают находиться в компании себе подобных и в лабораториях обычно содержатся по несколько особей в каждой клетке. Поскольку одиночное проживание оказывает на них стрессовое воздействие, животных на протяжении всего опыта держали в индивидуальных клетках. Также на них действовали непредсказуемыми и неконтролируемыми, хотя и слабыми, стрессорами. В случайные моменты времени у грызунов забирали корм либо поилку (на такой срок, чтобы они начали испытывать голод или жажду, но не доводя до проблем со здоровьем), наклоняли один из углов клетки так, что в ней становилось неудобно перемещаться и спать, подсаживали животное в тесное помещение к нескольким незнакомым особям и так далее. Крыса не могла предугадать, что с ней произойдет дальше и когда неприятное воздействие закончится.
После 56 дней в условиях постоянного непредсказуемого стресса у животных выявляли признаки депрессии с помощью теста на ангедонию (неспособность получать удовольствие). В нормальном состоянии грызуны, люди и другие млекопитающие при возможности получить удовольствие (гедонистическое переживание) без негативных последствий для себя склонны такую возможность реализовать. Безразличие к удовольствиям, оно же ангедония, — один из симптомов депрессии. У крыс наличие ангедонии выявляют по тому, предпочитают ли они подслащенную воду обычной. После проверки на ангедонию животных умертвили и сделали срезы тканей головного мозга. В них ученые измерили активность генов, кодирующих «вещества воспаления» — интерлейкины.
Ангедонию обнаружили у всех 17 исследованных крыс. Кроме того, в различных областях их мозга активность генов интерлейкинов IL-1α, IL-1β, IL-6 значимо отличалась от таковой у контрольной группы животных, не подвергавшихся постоянному непредсказуемому стрессу и не проявляющих признаков депрессии. Гены интерлейкинов IL-1α и IL-1β были более активны в коре больших полушарий, гиппокампе и стволе головного мозга. А ген интерлейкина IL-6 в стволе мозга, напротив, проявлял пониженную по сравнению с нормой активность.
По мнению исследователей, наиболее важное для состояния животного изменение в данном случае — повышение активности гена IL-1β и, как следствие, выработки кодируемого им белка. Интерлейкин IL-1β поддерживает и усиливает воспалительные реакции. Получается, что длительный непредсказуемый стресс провоцирует у животных не только симптомы депрессивных состояний, но и избыточную активацию иммунитета в головном мозге. Учитывая, что воспаление в нервной ткани связано с рядом неврологических заболеваний, можно предположить, что постоянные стрессы и депрессия увеличивают вероятность проблем с нервной системой вплоть до слабоумия из-за того, что запускают в мозге воспалительные процессы.
Читайте также, какие продукты помогут предотвратить депрессию.