Вопрос о том, как гены влияют на формирование социальных отношений, изучает относительно новая область науки, получившая название социогенетика. В новом исследовании ученые из нескольких университетов США показали, что геномы друзей и даже одноклассников похожи сильнее, чем геномы случайных людей. В большей степени это распространяется, как выяснилось, на те участки генома, которые связывают с регуляцией когнитивных функций, в конечном счете — успешностью в образовании.
Ученые работали с данными, полученными при реализации программы Add Health, направленной на оценку здоровья американских школьников. Среди прочего, большинство участников этой программы согласились на сбор их генетического материала. В первой и второй волне Add Health школьники также отвечали на вопросы анкеты о своем окружении, в том числе называли имена своих наиболее близких друзей. Соответственно, у ученых появилась возможность исследовать пары друзей и сравнивать их с парами незнакомых людей. Всего они проанализировали около 5200 геномов.
Анализ подтвердил, что генетическое сходство в парах друзей выше, чем в парах случайно выбранных людей. Далее ученые проанализировали отдельные участки генома, известные, как регулирующие те или иные сферы. Им удалось обнаружить значительное сходство участков ДНК, связанных с успешностью в образовании, и при этом не обнаружить такого сходства в участках, связанных с такими внешними характеристиками как рост и вес.
Отвечая на вопросы о причинах такого генетического сходства между друзьями, авторы исследования выдвигают два предположения. Первое связано с тем, что мы неосознанно выбираем в друзья людей, близких нам по интеллектуальному уровню, успешности в обучении — и это означает, что и соответствующие участки генома у нас похожи.
Вторая гипотеза подходит к объяснению с другой стороны и гласит, что люди чаще всего находят друзей в социальных группах, куда они уже определенных образом «отобраны», в том числе по признаку успешности обучения — школа, класс.
Для подтверждения этих гипотез исследователи дополнительно проверили на сходство пары геномов одноклассников. И обнаружили, что они также более схожи между собой, чем у случайных пар.
Статья с результатами исследования опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.