Промышленная революция началась 200 лет назад с широкого внедрения угольных паровых двигателей и увеличения добычи угля. Она заложила основы современного общества, и ее видимые последствия в виде научных достижений окружают нас повсюду. Не так хорошо заметны скрытые психологические последствия, оказанные промышленной революцией на людей. Группа психологов провела первое в мире исследование, чтобы выяснить, в частности, как на психику людей влияет проживание в старых промышленных районах, возникших в городах в период индустриализации.
Для своей работы ученые взяли личные данные, включавшие указания на психологические проблемы, 381 916 человек, жителей Великобритании, и 3 457 270 человек, проживающих в США. К ним применили эконометрический метод инструментальных переменных. Сопоставление данных с местами проживания опрошенных показало неблагоприятные отклонения в психике людей, которые жили в бывших промышленных центрах. У таких людей наблюдалось заметное пессимистическое отношение к жизни, выражавшееся в негативных эмоциях, тревоге и депрессии.
Также жители бывших промышленных районов хуже планировали свою жизнь, были менее мотивированы и более импульсивны, что сказывалось на их материальном положении — в целом эти люди были более бедны, чем их соотечественники из других районов. Также у них наблюдалась более короткая продолжительность жизни.
Ученые объясняют этот феномен преемственностью поколений: жившие в этих районах в очень тяжелых условиях шахтеры, рабочие и их семьи передали по наследству своим потомкам склонность к негативным эмоциям. По словам психологов, в промышленных районах происходил своеобразный отбор людей: приезжавшие сюда люди, бывшие крестьяне, имели, как правило, высокий уровень «психологических невзгод», вызванных нищетой, переездом на новое место и тяжелой работой. А те из вновь прибывших, кто обладал более оптимистичным и психологически стойким характером, покидали эти места.
И это разрушительное «угольное наследие», как назвали его ученые, сегодня усиливается экономическими причинами — высокой безработицей и низким материальным положением. «Мы считаем, что это поколение, склонное к несчастьям и социальной дисфункции, является унаследованным продуктом выборочных миграций во время массовой индустриализации, усугубляемой социальными последствиями тяжелой работы и условий жизни», — пишут авторы работы.
Исследование опубликовано в журнале Journal of Personality and Social Psychology.