Статья исследователей из Джорджтаунского университета (США) опубликована в журнале Frontiers in Human Neuroscience. Ученые провели статистический анализ гармонических структур 545 песен, входивших в чарты American Billboard Hot 100 с 1958 по 1991 годы, изучая как именно сменяют друг друга аккорды в музыкальных композициях.
Исследователей интересовало, в какой степени в этих мелодиях присутствует так называемый «гармонический сюрприз» — моменты, когда последовательность аккордов неожиданно для слушателя меняется, отличаясь от ожидаемой привычно. Ученые исходили из предположения, что такие нарушения гармонической структуры активизируют «систему вознаграждения», вызывая выброс «гормона удовольствия» дофамина и позитивную эмоциональную реакцию. То есть, чем чаще в мелодии встречаются «гармонические сюрпризы», тем выше вероятность того, что песня станет хитом.
В результате оказалось, что у самых популярных композиций действительно высок процент «гармонического сюрприза», причем не в припеве, а в основной теме. При этом залогом попадания в топ чартов является регулярная смена гармонической структуры — за неожиданной последовательностью аккордов обязательно должна следовать традиционная гармония.
«Полученные нами данные говорят о том, что у нас есть врожденная любовь к неожиданным созвучиям, — пояснил ведущий автор исследования, профессор Норберто Гживач (Norberto Grzywacz). — Однако мозг в этом случае получает удовольствие лишь до определенного предела, поскольку неожиданное событие означает провал прогнозирования. Поэтому возвращение к норме после встречи с неизведанным также позитивно воздействует на центры вознаграждения. Таким образом, наши музыкальные предпочтения имеют глубокие корни в особенностях работы головного мозга».
Ранее канадские исследователи пришли к выводу, что музыка влияет на мозг, как секс.