Статья ученых из Оксфордского университета (Великобритания) опубликована в журнале Philosophy, Psychiatry & Psychology.
Хорошо известно, что симптомы страстной любви напоминают наркозависимость — чувство эйфории, вожделение, ощущение себя в полной власти предмета обожания, болезненное, навязчивое поведение, «синдром отмены» при расставании, рецидивы и так далее. Хотя результаты сканирования мозга показывают, что у влюбленных действительно наблюдается похожая на наркотическую активность в «центрах вознаграждения» головного мозга, до сих пор идея, что люди могут впасть в зависимость от любви, считалась спорной.
Брайан Ирп (Brian Earp) и его коллеги проанализировали данные 64 исследований любви и развития зависимости от нее, опубликованные в научных журналах с 1956 по 2016 годы, и пришли к выводу, что «любовная наркомания» действительно существует. Мало того, ученым удалось выделить две разных формы такой зависимости — «узкую» и «широкую».
«Узкая» форма «любовной зависимости», наиболее экстремальная и токсичная, встречается сравнительно редко и является результатом аномальных процессов в центре вознаграждения головного мозга. Дофамин, выделяющийся в мозг под влиянием наркотика (в данном случае чувства любви) вызывает сильную реакцию. В результате влюбленный, как и наркоман, испытывает такую эйфорию, что постоянно хочет повторения этих ощущений снова и снова, и это стремление подчиняет себе всю его жизнь.
Люди, подверженные «узкой» форме «любовной наркомании», в отсутствие любви чувствуют себя невероятно несчастными и, расставшись с объектом своего болезненного обожания, стремятся немедленно влюбиться в кого-нибудь снова.
При этом у них появляются навязчивые мысли и поведение, они хотят постоянно находиться рядом с предметом своей любви и полностью контролировать его жизнь. Именно с «узкой» формой «любовной зависимости» связаны такие вещи, как психологический террор, насилие и даже убийство объекта любви.
«Широкая» форма «любовной зависимости» встречается гораздо чаще, чем «узкая».
Как пишут Ирп и его коллеги, это просто более выраженное проявление «нормальной» любви. «Широкая» форма характеризуется более мощным влечением к предмету обожания, «припадками» эйфории после каждой встречи, чувством одиночества и отчаяния при расставании и депрессией в случае разрыва отношений. Но все эти сильные эмоции, тем не менее, поддаются контролю и, как правило, не приводят к фатальным последствиям.
Тем не менее ученые пришли к выводу, что обе формы «любовной наркомании» в той или иной степени разрушают жизнь, вызывая душевные страдания, заставляя оставаться в токсичных отношениях и так далее.
Ранее ученые из Колорадо в своих исследованиях показали, что помочь пережить расставание с возлюбленным помогает эффект плацебо.