Препринт статьи исследователей из лаборатории Дарио Валенцано (Dario Valenzano) в Институте биологии старения Общества Макса Планка (Кельн, Германия) опубликован на сайте bioRxiv.org.
Валенцано и его коллеги, которые занимаются изучением генетики продолжительности жизни и старения, избрали в качестве объекта исследования рыбку Nothobranchius furzeri (нотобранх Фурцера).
Это одно из самых короткоживущих позвоночных на планете — нотобранхи, обитающие в сезонных пересыхающих водоемах в Мозамбике и Зимбабве, достигают половой зрелости в возрасте трех недель, уже на третьем месяце жизни у них появляются признаки старения, и в возрасте 3-4 месяцев они умирают.
Как показали предыдущие исследования, между микрофлорой кишечника и старением есть непосредственная связь.
И у человека, и у мышей с возрастом состав микробов, обитающих в кишечнике, становится менее разнообразным с преобладанием патогенных микроорганизмов над полезными. Точно такой же сценарий наблюдается и у нотобранхов.
Так, по словам Валенцано, которого цитирует журнал Nature, возраст рыбок можно с большой точностью определить по составу кишечной микрофлоры.
Чтобы проверить, как изменения, происходящие в микрофлоре, влияют на процесс старения, ученые на 12 часов поместили 9,5-недельных рыбок (что соответствует пожилому возрасту) в стерильный аквариум, в воде которого растворили содержимое кишечника молодых шестинедельных особей. Предварительно пожилых нотобранхов подвергли воздействию антибиотиков, чтобы очистить их кишечную флору от предыдущего состава бактерий.
«Молодые» микробы успешно колонизировали кишечник пожилых рыбок, в результате чего состав микрофлоры в нем стал таким же, как у молодежи. Это произвело удивительный эффект — в преклонном возрасте 16 недель нотобранхи с омоложенной кишечной микрофлорой демонстрировали такой же уровень физической активности, что и шестинедельные особи.
Мало того, пересадка «молодой» кишечной микрофлоры продлила жизнь рыбок в среднем на 41% по сравнению с теми, кому пересадили микробов от особей среднего возраста, и на 37% по сравнению с теми, кто вообще не получал новых кишечных бактерий.
Валенцано и его коллеги пока не знают, почему обновление состава микроорганизмов, обитающих в кишечнике, продлевает жизнь. Одна из гипотез состоит в том, что «перезагрузка» кишечной микрофлоры приводит к «перезагрузке» иммунной системы, тормозя процессы старения.
В этом ученым еще предстоит разобраться. До сих пор метод пересадки (трансплантации) кала, полученного от здоровых людей, использовался в медицине для лечения больных с тяжелыми формами инфекционной диареи.
Валенцано подчеркивает, что пока слишком рано говорить о том, что эту процедуру можно использовать для продления жизни. «Я бы не пошел так далеко, так как мы получили только первое свидетельство о потенциальном позитивном эффекте такого метода», — пояснил он.
Ранее в ходе экспериментов на мышах была подтверждена возможность продления жизни с помощью переливания крови.