Экология, которую мы видим
Посмотрите в окно — вам нравится пейзаж? Большинство жителей мегаполисов на этот вопрос ответят отрицательно. Людям не нравится ни рабочее пространство, ни жилое.
Города разрастаются, требуются новые квадратные метры и рабочие места.
В условиях ограниченной площади самые интересные идеи архитекторов с трудом могут найти воплощение. В результате ландшафты отличаются поразительной стереотипностью, а вся эстетика упирается в клумбы и разноцветные лавочки во дворе многоквартирного дома.
Массовый покупатель доволен, ведь определяющий фактор при выборе квартиры — стоимость квадратного метра. Да и зачем переплачивать, если определение «спальный» район говорит само за себя... Спать можно где угодно!
Тем временем ученые бьют тревогу — архитектура мегаполисов сказывается на здоровье — психологическом и физическом. «Трудно представить, что люди умирают от этого», — обращает внимание на проблему доктор Хулио Бермудес.
Его исследования опираются на результаты МРТ, демонстрирующие, как мозг горожан воспринимает те или иные объекты... Преимущественно плохо. Одинаковые постройки не вызывают оптимистичного желания жить и работать. Доктор надеется, что ему удастся внедрить элементы «созерцательной архитектуры» в городское пространство.
Архитектурные особенности, которые веками применялись при строительстве, расслабляют и вызывают чувство умиротворения. Если привнести эти знания в современное градостроительство, ситуация изменится.
Похожей точки зрения придерживаются и некоторые отечественные ученые. Доктор биологических наук и член Высшего экологического Совета при Государственной Думе, Василий Филин убежден: большое число повторяющихся элементов (например, одинаковые окна) и, наоборот, отсутствие каких-либо архитектурных деталей — сильнейшие раздражители для мозга. Главная мысль — глазам необходимо за что-то «цепляться».
Неосознанно переключая внимание с объекта на объект, мозг таким образом сбрасывает напряжение. Когда же такой возможности нет, он начинает работать в авральном режиме.
Не случайно некоторые городские нововведения вызывают интуитивное отторжение. Например, в Москве замена асфальта на тротуарную плитку разделила жителей на два лагеря. Противники приводили разнообразные доводы. Они переживали, что изменения испортят жизнь роллерам и девушкам на шпильках. Но их аргументы не были такими уж убедительными.
Вероятно, отторжение вызывали именно цветовая гамма и однообразие тротуарного покрытия. Маленькие прямоугольники (в отличие от однородного асфальта) привлекали внимание, но не давали глазу «зацепиться», подсознательно вызывая дискомфорт.
Исследования экологического психолога из Корнельского университета доктора Нэнси Уэллс доказывают: «как природная, так и искусственно созданная среда влияет на умственное и физическое благополучие человека. Большинство крупных медицинских проблем... от психологического стресса до заболеваний сердца, сахарного диабета в значительной степени имеют экологические причины».
Наследие древности
О связи архитектуры и здоровья знали еще строители в Древнем Египте. Например, Имхотеп, руководивший строительством пирамид, совмещал профессию архитектора с врачебным делом и был очень образованным человеком. Широким кругозором отличались и другие мастера того времени. Во многом поэтому им удалось гармонично вписать каждое здание в окружающий ландшафт. Древнегреческий философ Гераклит считал, что скрытая гармония сильнее явной. Сегодня понять, какой эффект оказывает на нас «скрытая гармония», можно с помощью специальных тестов.
Колин Эллард, психолог, профессор Университета Ватерлоо (Канада) в книге «Среда обитания. Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие» отмечает: «В арсенале исследователей есть множество способов, с помощью которых мы можем оценить, насколько комфортно человек чувствует себя в городе — отследить направление его взгляда, сердцебиение, состояние нервной системы, походку и скорость передвижения. Наконец, мы можем измерить его мозговую активность. Все эти данные затем анализируются, чтобы выявить закономерности и понять, как те или иные элементы окружающей среды отражаются на нашем самочувствии, настроении, здоровье, работоспособности».
В лаборатории при Университете Ватерлоо (Канада) Эллард поставил эксперимент с применением технологий виртуальной реальности. Добровольцы помещались в трехмерный симулятор, на их теле закреплялись специальные датчики. Они ходили, изучали обстановку, приборы считывали их ощущения.
Колин Эллард демонстрировал «подопытным» разнообразные картинки городских ландшафтов — от зданий свободной планировки на открытых пространствах до типовых застроек.
Выяснилось, что, находясь в шаблонных ландшафтах, люди были дезориентированы, их состояние было похоже на гипнотическое, тогда как попадая в беспорядочную архитектурную обстановку с элементами хаоса, они, напротив, концентрировали внимание.
Помимо этого ученым удалось сгенерировать цвет, форму и расположение объектов таким образом, чтобы у добровольцев сложилось впечатление, что они находятся на природе. К удивлению исследователей, даже компьютерные зеленые пейзажи действовали умиротворяющим образом.
Колин Эллард пришел к выводу, что, сочетая в инфраструктуре зоны архитектурной эклектики с типовыми сооружениями, можно создать комфортную среду обитания и снизить уровень стресса.
«В деревню, к тетке, в глушь...»
Необходимость архитектурного многообразия подтвердили ученые из Университета Уорвика. Они доказали, что главную роль в эмоциональном благополучии играют не парки и зеленые районы, а дизайнерские решения в застройках.
Еще одно исследование проследило, как апатичное и скучающее настроение, вызванное городской средой, может изменить химический состав мозга. «У скучающих людей увеличивается частота сердечных сокращений и уровень гормона стресса — кортизола. А теперь представьте кумулятивный эффект — скука, стресс, тянущиеся, похожие друг на друга будни и пасмурная погода. И так день за днем», — обращает внимание когнитивный нейробиолог из Университета Уотерлу Джеймс Данкерт.
«Архитектурный» стресс нарушает не только химические процессы, но и структуру мозга. Исследования показали, что миндалины (область, регулирующая тревогу и страх) более активны у людей, проживающих в больших городах, чем у сельских жителей. Получается, стойкое напряжение может изменить структуру мозга, закрепив тревогу, гиперактивность и склонность к психическим расстройствам.
Власти городов по всему миру давно пришли к пониманию, что окружающую среду можно и нужно менять. Но как это сделать без серьезных финансовых затрат и сноса имеющихся построек? На помощь пришли представители уличной культуры, в чьих руках скучные пейзажи стали превращаться в арт-объекты. Целые кварталы, расписанные профессиональными художниками, 3D-рисунки на асфальте и фотовыставки в разных уголках города — результат осознания проблемы и желания изменить ситуацию здесь и сейчас.
«Другой прекрасный пример — Брюссель, где все обожают комиксы и рисуют их на фасадах домов, — продолжает Мария Мягкова. — Выглядят они здорово, потому что нарисованы профессионалами, соответствуют интересам горожан и просто поднимают настроение. И еще одна моя любимая "фасадная" тема — объемные рисунки, которые зрительно изменяют пространство и способны пустой дворик-колодец превратить в уходящую вдаль улицу или в большое патио с видом на море, а дверь в бетонной стене сделать дверью в зеленый лес».
Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье не как отсутствие болезни, а как единство «физического, психического и социального благополучия». Если один из столпов шатается — расшатывается и нервная система. К сожалению, перебраться из однотипного района в зеленую усадьбу позволит себе не каждый. Однако негативное воздействие можно снизить с помощью приемов психоэкологии.
Читайте также о том, как музыка влияет на здоровье.