Результаты исследования, проведенного учеными из Университетского колледжа Лондона (Великобритания), опубликованы в журнале Nature Neuroscience.
Исследователи следили за изменением активности различных регионов головного мозга 80 волонтеров во время выполнения заданий, в ходе которых они могли для собственной выгоды лгать. Участникам нужно было угадывать количество монет в кувшине и с помощью компьютера сообщать о своей оценке невидимым партнерам. Игра предполагала несколько сценариев, при которых названная цифра могла приносить выгоду либо самим игрокам в ущерб их партнерам, либо наоборот. В ситуации, когда преувеличение количества монет было им выгодно, участники начали слегка привирать, а затем этот обман становился все больше и больше.
Оказалось, что миндалина — область мозга, связанная с эмоциями — наиболее активна во время самой первой лжи. При этом с каждой последующей неправдой, которая становилась все более масштабной, уровень активности миндалины затухал. При этом чем сильнее снижалась активность миндалины у участника исследования, тем более грандиозного обмана можно было ожидать от него в будущем.
«Когда мы лжем для собственной выгоды, в миндалине происходят определенные процессы, результатом которых являются неприятные чувства, которые ограничивают нашу готовность продолжать обман, — пояснил один из авторов исследования Тали Шарот (Tali Sharot). — Однако если мы продолжаем лгать, эта реакция постепенно становится не такой острой, и чем она слабее, тем больше обман. Это может завести на скользкую дорожку, на которой маленькая неправда ведет к нагромождениям лжи». Исследователи предполагают, что аналогичный эффект можно наблюдать и в случае рискованного или жестокого поведения — сначала мозг реагирует на то, что кажется нам неправильным или аморальным, а затем привыкает.