Но дома — не безопаснее: может случиться пожар или остановиться сердце. Как жить в этом мире, полном страхов и неожиданных опасностей?
2 ноября 2004 года американец Тед Пауэл ехал на машине домой и наслаждался жизнью: была хорошая погода, и настроение у Теда было прекрасное. Все за секунду изменил телефонный звонок его жены Нэнси: «Это рак». С тех пор жизнь Теда превратилась в бесконечное исследование вопросов, посвященных раку груди. Он скупил все книги по предмету. Прошерстил весь интернет. Мучил вопросами врачей: «Какого типа эта опухоль? Ее можно вылечить? Какие есть способы лечения? Каков прогноз пятилетней выживаемости?» В конце концов, в попытке все контролировать, Тед чуть не потерял рассудок и, самое главное, чуть не упустил возможность быть с женой и поддержать ее — ведь это единственное, что он реально мог сделать.
В итоге Теду все же удалось отпустить ситуацию. Он стал проводить время с Нэнси, а лечение доверил врачам. Нэнси поправилась, хотя с ее типом рака груди прогноз был самый неблагоприятный.
Многие современные люди страдают «горем от ума». А точнее — от избыточных знаний, от информации, от возможности погуглить. Тед Пауэл стал очередной жертвой информационного века.
Грамотные врачи, объявляя пациенту диагноз, всегда предупреждают — ни в коем случае не гуглите вашу болезнь и симптомы!
Лечению это вряд ли поможет, а вот дойти до паранойи, паники и отчаяния можно вполне.
Наши предки — те, что жили в пещерах— не знали так много опасностей. Все, что их волновало, — как не умереть от нападения хищников, от голода, во время родов или от простуды. Зато к борьбе с этими немногочисленными опасностями мозг древнего человека приспособился прекрасно: новая информация, связанная с потенциальной угрозой жизни, запоминалась лучше любой другой. Именно поэтому сегодня мы так любим (неосознанно) плохие новости — о терактах, пожарах и катастрофах. Только вот предкам эта информация нужна была для выживания, да и появлялась не часто. Мы же ежедневно потребляем плохие новости, слабо связанные с нашей повседневной жизнью. Это мало влияет на выживание, зато создает благодатную почву для страхов.
Что же выбрать: знать меньше и крепче спать, или все же вооружаться знанием и приумножать скорбь?
Как всегда, истина где-то посередине.
Я, например, канцерофоб — человек, который боится онкологических заболеваний. Наверно, так или иначе, их боятся все, но я боюсь панически. Точнее, боялась. В моем случае дополнительные знания помогли обуздать страх.
Однажды я попала на лекцию основателя фонда профилактики рака Ильи Фоминцева, где он рассказывал о важности и способах ранней диагностики болезни. Мой затуманенный страхом ум твердил, что желательно делать МРТ всего тела, сдавать все анализы и делать УЗИ всех органов ежегодно. А лучше — два раза в год. Но, прослушав лекцию, я пришла к совершенно другим выводам. Доктор Хаус говорил: «Если сделать нам всем МРТ всего тела, у каждого найдется „что-то, похожее на рак“». Илья Фоминцев подтвердил эту мысль: любой профилактический скрининг должен быть своевременным и оправданным. Иначе в лучшем случае потеряете деньги и нервные клетки (которые хоть и восстанавливаются, но не без последствий), в худшем — получите ненужные, болезненные и потенциально опасные процедуры.
Выяснилось, что заболеть раком до 40 лет — маловероятно. Да, такая возможность есть, как и возможность падения метафорического кирпича на голову. Есть и опухоли, которые появляются в молодом возрасте.
Но, как говорил Дейл Карнеги в своей книге «Как перестать беспокоиться и начать жить», если вероятность неприятного события ничтожно мала, оно не стоит того, чтобы о нем думать вообще. А тем более — бояться и беспокоиться. Если вам 20–40 лет, и у вас заболел живот, это гораздо с большей вероятностью отравление и гастрит — между прочим, серьезное заболевание — но никакой не рак.
А если вам больше 40? Регулярно проходите необходимые осмотры, об остальном забудьте. Этот принцип — оценить риски, сделать все возможное и перестать беспокоиться о том, что вам неподвластно ,— применим в любой сфере жизни. Боитесь остаться без денег? Делайте сбережения, держите их в разных банках и валюте, застрахуйте средства на карте. Да, это не спасет вас от глобального дефолта, но в случае безработицы или мошенничества вполне поможет.
Опасаетесь ВИЧ? Пользуйтесь презервативами и проверяйтесь каждый год, чтобы в самом неблагоприятном случае сразу начать лечение. Вы знали, что современная антиретровирусная терапия помогает людям с ВИЧ, зараженным в 20 лет, дожить до 70?
Для людей, которые страдают от тревоги и многочисленных страхов, будет полезным следующее упражнение. Напишите на листочке все ваши страхи, связанные с ними опасности и продумайте сценарии действий, если бы каждая опасность стала реальной. Желательно для каждой иметь план А, B и С.
Подробное планирование создаст иллюзию контроля над миром хаоса и подарит вам чувство уверенности.
Но в этом деле главное — не увлекаться. Среди моих знакомых много людей (преимущественно мужчин), которые пытались контролировать все-все и в итоге заработали тревожно-депрессивные расстройства. Перефразируя известный афоризм, научитесь контролировать то, что можно, не беспокоиться о том, что не в вашей власти, и имейте мудрость отличить одно от другого. Купите страховку, пристегните ремень (даже на заднем сиденье), но не отказывайтесь от поездок на автомобиле, если они доставляют вам удовольствие.
Легкости и спокойствию жители мегаполисов могли бы поучиться у обитателей небольших островных государств. Однажды я в одиночку путешествовала на Сейшельские острова, провела в пути больше суток, а прилетев, обнаружила, что мой чемодан потеряли.
Находиться на другом конце света, где все такое чужое и незнакомое, и не иметь даже собственной зубной щетки — то еще испытание! Но встретивший меня таксист сказал: «No worry!» Подумаешь, чемодан. Мы поехали в затрапезный магазинчик, где я наконец переоделась из октябрьской московской одежды в купальник, платье и сандалии. Выяснилось, больше мне на этом острове блаженства ничего нужно и не было.
Многие вещи, о которых мы так отчаянно беспокоимся, на самом деле не так уж важны, а катастрофы, которых мы боимся, скорее всего, не произойдут. Конечно, это не значит, что стоит все пускать на самотек. Я теперь всегда беру в ручную кладь зарядку для телефона, средства гигиены и важные лекарства. Покупаю страховку на случай потери багажа. Но когда мой чемодан снова потеряли в аэропорту Барселоны, я сказала себе: «No worry!» — и отправилась на пляж.
Читайте также о том, как еще помочь себе справиться с тревогой, и о том, какими порой причудливыми могут быть фобии.