Результаты исследования, проведенного специалистами из Гарвардской Школы медицины, бостонской больницы Massachusetts Eye & Ear Infirmary и Северо-Западного университета, опубликованы в журнале PLOS ONE.
Потеря слуха обычно связана с повреждением волосковых сенсорных клеток. Эти клетки выстилают внутреннее ухо и преобразуют звуковые сигналы в электрические нервные импульсы, которые передаются нейронам слухового нерва (такой контакт называется синаптической передачей) и поступают в мозг. Как правило, волосковые клетки страдают в результате старения, травмы или воздействия очень громкого звука.
Однако стандартная проверка слуха людей, жалующихся на избирательную глухоту в шумном окружении, как правило, не выявляет никаких отклонений от нормы. Тем временем, результаты ранее проведенных экспериментов на мышах заставили ученых предположить, что в данном случае речь может идти не о повреждении самих волосковых клеток, а о нарушении синаптической передачи, то есть связей между сенсорными клетками и нервными волокнами. Так, мыши, подвергшиеся воздействию громкого звука, теряли до 50% таких синапсов, которые уже не восстанавливались даже несмотря на последующее восстановление волосковых клеток. Специалисты назвали такую утрату синапсов «кохлеарной синаптопатией».
На этот раз группе исследователей во главе со Стефаном Мэзоном (Stéphane Maison) впервые удалось доказать, что кохлеарная синаптопатия встречается и у людей, а так же то, что, возникая задолго до угасания волосковых клеток, именно она лежит в основе избирательной глухоты. Мэзон и его коллеги привлекли к участию в исследовании группу студентов. Часть из них играла в рок-группах и регулярно подвергалась шумовому воздействию, а остальные не увлекались музыкой.
Тестирование показало, что у всех участников нормальный слух и они обладают равной способностью понимать речь в тишине. Однако студенты-музыканты показали значительно худшие результаты во время тестирования на понимание речи в шумном окружении, чем остальные. Дальнейшие исследования показали, что связи между внутренним ухом и слуховым нервом у этих участников существенно ослаблены.
Мэзон и его коллеги предполагают, что кохлеарная синаптопатия также может лежать в основе таких состояний, как звон в ушах и повышенная звуковая чувствительность. Поскольку выявить избирательную глухоту и кохлеарную синаптопатию с помощью стандартной проверки слуха невозможно, ученые планируют в дальнейшем разработать более тонкие методы диагностики, а также заняться поиском способов лечения. Так, опыты на мышах показали, что связи между сенсорными клетками и слуховым нервом успешно восстанавливаются под действием нейротрофинов — белков из семейства факторов роста, стимулирующих развитие и активность нейронов.