Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports.
Исследователи провели серию экспериментов, в ходе которых с помощью метода электроэнцефалографии наблюдали за изменением электрической активности головного мозга 22 участников — 10 юношей и 12 девушек, средний возраст которых составлял 24 года. Родным языком всех участников был финский. Все они начали изучать иностранные языки только в школе, что является стандартным для финской образовательной системы. Чаще всего это английский (обучение начинается с 6 лет), шведский (с 8 лет) и немецкий (с 11 лет). Реже изучают латынь (с 16 лет), датский (с 18 лет) и греческий (с 22 лет) языки.
В ходе экспериментов участники с электродами на голове прослушивали различные слова на родном и иностранных языках. Некоторые слова были им уже знакомы, а некоторые — нет. Ученых особенно интересовало, с какой скоростью мозг реагирует на неизвестные слова. Затем исследователи сопоставили эти данные с лингвистическим профилем каждого участника — на скольких языках он может говорить, сколько ему было лет, когда он начал их изучать, уровень квалификации, и так далее.
В результате было установлено, что скорость обработки мозгом новой информации тем выше, чем больше языков знает участник. Таким образом, отметил ведущий автор исследования, профессор ВШЭ Юрий Штыров, изучение языков стимулирует физиологические процессы в мозге, заставляя быстрее формироваться нейронные сети, кодирующие информацию о новых словах.