Российская сборная, допинг и Олимпиада-2016
До 3 декабря 2014 года Валентин Балахничев был вполне счастливым, главное уважаемым человеком. Возглавив Всероссийскую федерацию легкой атлетики в 1991 году, он смог продержаться на своем посту более 20 лет (что для российского спорта редкость).
Спортсмены, представляющие его федерацию на трех последних Олимпиадах, неизменно занимали вторые места в неофициальных командных зачетах. Лучше них выступали легкоатлеты только одной страны — США. И на Играх в Рио-де-Жанейро американцы наверняка повторят свое достижение. А вот россиян в верхней части турнирной таблицы уже точно не будет.
За последние полтора года не только Балахничев лишился своего поста, но и вся российская легкая атлетика — права быть представленной на международной арене. А началось все именно в декабре 2014.
На весь мир впервые прозвучало обвинение: применение допинга в России не эпизодично, а системно, и поддерживают его на самом высоком уровне — государственном.
Российских спортсменов (как некую единую общность), конечно, и до этого обвиняли в употреблении допинга, но преимущественно — голословно и в кулуарах. На этот раз журналисты немецкого телеканала ARD смогли найти реальных «спикеров» — супругов Степановых. Юлия, бывшая российская бегунья, передала автору фильма Хайо Зепельту аудио и видеозаписи, которые якобы подтверждали обвинения.
Супруг Юлии Виталий, бывший сотрудник Российского антидопингового агентства (РУСАДА), в свою очередь, рассказал о сокрытии допинг-проб российских спортсменов. Понимали Степановы, к скандалу какого масштаба приведут их действия, или нет, сейчас уже неважно. Но спустя полтора года отстранение не только легкоатлетической, но и всей олимпийской сборной России от участия в Играх-2016 кажется вполне реальным.
Усугубила ситуацию новая порция «откровений», которая была обнародована в мае, — от бывшего руководителя Московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова. После выхода первого фильма ARD он был отправлен в отставку и зимой нынешнего года решил переехать на ПМЖ в США, видимо, без особого желания возвращаться.
Во всяком случае, именно интервью, которое Родченков дал одной из самых авторитетных газет Америки и мира The New York Times, вынудило Международное антидопинговое агентство (ВАДА) начать независимое расследование, результаты которого и были оглашены 18 июля. По его итогам Родченкова признали надежным информатором, а рассказ — заслуживающим доверия.
Вкратце. Независимая комиссия ВАДА нашла доказательства системного употребления допинга в России. По их данным, было сокрыто более 600 проб представителей 30 видов спорта. Курировал процесс лично замминистра спорта Юрий Нагорных, он уже отстранен от своей должности.
Возможно, будет отстранена от участия в Олимпийских играх и вся сборная России. В том числе и представители тех видов спорта, в «чистоте» которых сомнения у ВАДА вряд ли могут возникнуть.
В их число входят, например, спортивная и художественная гимнастика, синхронное плавание, прыжки в воду, теннис, гольф и ряд других. Употребление допинга в таких сложнокоординационных видах спорта — редкость, которая чаще всего связана с невнимательностью спортсменов, а вовсе не со злым умыслом. Пока еще не придумали (или не обнаружили) такого допинга, который бы давал этим спортсменам существенное преимущество перед конкурентами. Нарастив себе мышцы с помощью таблеток, велик риск потерять в скорости реакции или точности.
Мировой спорт и допинговые скандалы
Хотя в свое время гимнастки Алина Кабаева и Ирина Чащина были дисквалифицированы за употребление фуросемида. Как объяснили девушки, препарат попал в их организм вместе с приобретенной в обычной аптеке пищевой добавкой, оказавшейся поддельной. Международная федерация гимнастики такому объяснению не поверила и лишила Кабаеву и Чащину медалей чемпионата мира-2001, а также на год отстранила от участия в соревнованиях.
В случайность попадания фуросемида в организм спортсмена действительно поверить сложно. Это диуретик, то есть препарат, направленный на выведение жидкости из организма и способствующий быстрому снижению веса. Диуретики также активно используют для сокрытия факта применения других запрещенных препаратов (за счет их ускоренного выведения из организма).
Например, анаболических стероидов. Анаболики — еще одна крайне популярная среди спортсменов (и возможно, самая эффективная) разновидность допинга. Это натуральные или искусственно синтезированные вещества, которые по сути действуют аналогично мужскому гормону тестостерону — увеличивают мышечную массу, силу и выносливость, повышают агрессивность и чувство соперничества.
Насколько эффективно действие, настолько и серьезны последствия — почечная недостаточность, бесплодие, импотенция у мужчин и нарушение менструального цикла, бесплодие у женщин.
Американской легкоатлетке Мэрион Джонс повезло. Несмотря на применение стероида тетрагидрагестринона впоследствии она смогла родить. Однако признание в употреблении допинга (ранее спортсменка его не признавала) привело к реальному шестимесячному тюремному сроку — за лжесвидетельство. Также спортсменку лишили пяти олимпийских медалей — трех золотых и двух бронзовых (вместе с ней своих медалей лишилась и вся американская эстафетная команда).
Допинговая история Мэрион Джонс получилась громкой, но далеко не настолько, насколько дело ее соотечественника Лэнса Армстронга, легендарного велогонщика, семь раз выигрывавшего «Тур-де-Франс» — главную и очень популярную в мире веломногодневку. Через несколько лет после завершения спортивной карьеры Армстронга Американское антидопинговое агентство (USADA) предъявило ему обвинение в употреблении эритропоэтина (ЭПО). Были найдены доказательства и свидетели, готовые подтвердить факт применения запрещенного препарата.
На самом деле эритропоэтин есть в организме каждого человека. Это почечный гормон, который начинает вырабатываться при недостатке кислорода (и отвечает за восполнение недостатка красных кровяных телец). Но если вколоть ЭПО в привычных для человеческого организма условиях, это увеличит количество гемоглобина в крови, улучшит работу мышц и повысит выносливость.
Виды ЭПО различны, и эритропоэтин — лишь одна (хотя определенно самая популярная) из разновидностей пептидных гормонов и их аналогов. Также эти выделенные или искусственно синтезированные вещества могут контролировать и другие функции, такие как рост, производство эритроцитов, чувство боли и другие. Так, например, гормоны роста увеличивают мускульную массу и силу, помогают быстро восстановиться после травм и тренировок.
Распространены у спортсменов-профессионалов и другие виды кровяных манипуляций, повышающих количество эритроцитов в крови и увеличивающих ее способность усваивать кислород, — гемотрансфузия и аутогемотрансфузия.
В первом случае речь идет о переливании донорской крови, во втором — о переливании спортсмену его же собственной крови, взятой и законсервированной за несколько месяцев до этого. Это опасный вид допинга, который может негативно сказаться на работе внутренних органов, а также привести к инфекционным заболеваниям. Однако из-за того, что раскрыть подобные махинации (к тому же позволяющие значительно улучшать результаты) долгое время было невозможно, «допинг крови» был популярен.
Популярность «допинга крови» пошла на убыль после введения биологических паспортов. Их задача — при помощи регулярных заборов крови отследить изменение показателей, свидетельствующих о «нечистоплотности» спортсмена.
Далеко не всегда спортсменов отстраняют за употребление препаратов, улучшающих результаты. Если составлять рейтинг «самых часто употребляемых допингов», то в него попадет, например, и психоактивное средство, получаемое из конопли, — марихуана.
Если этот рейтинг будет датироваться последним полугодом, то почетное место займет в нем и мельдоний. Производитель относит его к группе препаратов, которые влияют на обмен веществ в организме, позволяют быстро восстановиться после серьезных физических нагрузок и защищают сердце от недостатка кислорода. Однако, по мнению многих специалистов, его эффективность минимальна и незначительна.
А вот двухлетняя дисквалификация теннисистки Марии Шараповой из-за употребления мельдония — вполне реальна. Оспорить ее она может только в Спортивном арбитражном суде. Однако даже если сборную России допустят до Игр в Рио, пополнить свою коллекцию олимпийских медалей (в которой есть серебро Лондона-2012) Шарапова уже точно не сможет — слушания назначили на сентябрь. Главное, чтобы до сентября ситуация с допингом в российском спорте не усугубилась настолько, что решение по «делу Шараповой» уже не имело бы никакого значения.