«Это означает, что кампании, направленные на демонизацию определенных видов еды, вряд ли помогут сдержать распространение ожирения. Если мы хотим действительно изменить ситуацию, нам нужно обратить внимание на всю диету в целом, и на уровень физической активности. Узколобые атаки на фастфуд не просто будут неэффективными, а даже вредными в том смысле, что они отвлекают внимание людей от настоящих причин развития ожирения», — заявил Дэвид Джаст (David Just) из Корнеллского университета в Итаке (США).
Джаст и его коллеги решили снять все обвинения со сладких газированных напитков, бургеров, сладостей и прочих видов так называемой «мусорной» пищи, проанализировав результаты масштабных наблюдений, которые проводились их коллегами из Центра по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) в 2007 и 2008 годах по всей территории США.
Ученых интересовало то, есть ли связь между тем, как много здоровой пищи и фастфуда поедают американцы в рабочие дни, и их индексом массы тела (BMI), отношения их веса и роста. Высокие значения BMI, превышающие 25, говорят о наличии лишних килограммов, а 30 — о развитии ожирения.
Сравнение BMI и диеты людей раскрыло интересный феномен — оказывается, связь между фастфудом и лишним весом существует только для очень небольшой группы людей, или страдающей от крайне тяжелых форм ожирения, или наоборот, отличающихся сильной анорексией. Все остальные люди, чье число группа Джаста оценивает в 95% от общего населения США, толстеют по каким-то другим причинам, а не только из-за поедания фастфуда.
Эта связь, как отмечают исследователи, не проявлялась ни для сладких, ни для соленых видов вредной пищи, и не существовала среди всех категорий населения, на всех уровнях дохода и социального положения.
«Все американцы, чей вес находится в пределах между 56 килограммами и 140 килограммами, потребляют примерно одинаковое количество фастфуда, газировки, сладостей и прочих вредных продуктов. Это говорит о том, что мы ищем причины развития эпидемии ожирения не там, где они находятся на самом деле», — заключает Джаст.