Для того, чтобы между интерактивными роботами-компаньонами и их подопечными установился эмоциональный контакт, роботов нужно делать немного несовершенными, пришли к выводу исследователи из Линкольнского университета (Великобритания). Ошибки и странности в поведении добавляют роботам человечности, и люди начинают относиться к ним с большей теплотой, говорится в пресс-релизе университета.
В последние годы в развитых странах мира интерактивные роботы-компаньоны все чаще используются для помощи при уходе за пожилыми людьми и детьми с расстройствами аутистического спектра. Ученые проанализировали, как проходит взаимодействие человека и робота на примере двух экземпляров — ERWIN’а, у которого есть способность выражать пять базовых эмоций, и Keepon’а, небольшого желтого робота, разработанного специально для работы с детьми. Роботы были запрограммированы таким образом, чтобы примерно в половине эпизодов общения допускать человеческие ошибки, слабости и странности, бурно выражая при этом свои эмоции с помощью различных звуков, слов и фраз.
Когда участников эксперимента попросили оценить свои впечатления от общения с роботами, большинство из них предпочли именно те эпизоды, когда роботы вели себя не как хорошо отлаженные механизмы, а по-человечески. «Мы следили, как участники реагируют на роботов, и в подавляющем большинстве случаев они по-настоящему наслаждались самим фактом того, что роботы могут совершать обычные ошибки, забывать что-то, скучать, уставать и выражать сильные эмоции, совсем как это делают в таких обстоятельствах люди», — рассказала ведущий автор исследования Мриганка Бисвас (Mriganka Biswas).
«На то, как люди воспринимают роботов, очень сильное влияние оказала научная фантастика. Однако существует реальный конфликт между восприятием роботов как чего-то далекого и непогрешимого и необходимостью установления эмоционального контакта между роботом-компаньоном и его подопечным. Компаньон должен быть дружелюбным, способным распознавать эмоции человека, понимать, что ему нужно, и действовать соответственно. Пользователи просто не могут полюбить робота, у которого отсутствуют человеческие черты, — ведь как мы можем общаться с кем-то, кто заведомо превосходит нас во всем?» — отметила Бисвас.
Сегодня роботы могут не только ухаживать за пациентами, но и проводить операции. Кстати, такому роботу можно помешать работать и внедриться в его программу.