Разоблачение глобальной мистификации
Нулевое содержание жира в продуктах по логике должно способствовать похудению или как минимум препятствовать набору веса. Но так ли это? Как сообщается в недавнем обзоре, опубликованном в European Journal of Nutrition, обезжиренные молочные продукты снижают риск сердечно-сосудистых заболеваний и диабета 2-го типа, однако на развитие ожирения никак не влияют. Марио Крае, автор обзора и специалист по питанию в Онкологическом центре имени Фреда Хатчинсона в Сиэтле, обобщил результаты 25 научных исследований. Как ни странно, в 18 из них похудели добровольцы, употреблявшие цельные молочные продукты.
С этими выводами согласны скандинавские коллеги. В более раннем исследовании, опубликованном в Scandinavian Journal of Primary Health Care, они отметили поразительную тенденцию. Участники эксперимента худели несмотря на то, что в их рацион входило сливочное масло, жирные сливки и сметана. Чего не скажешь о группе, «сидевшей» исключительно на обезжиренных молочных продуктах.
Еще одно исследование было проведено в далеком 1982 году. Ученые отследили динамику здоровья 12 866 мужчин, находившихся в группе риска сердечно-сосудистых заболеваний. Предварительно все участники эксперимента бросили курить. Добровольцы в течение нескольких лет потребляли продукты с низким содержанием жира и контролировали «плохой» холестерин.
Через 7 лет по завершении исследования ученые не обнаружили никакой разницы в частоте сердечных приступов и смертельных исходов в сравнении с людьми, не следящими за жирностью продуктов (вредные привычки отсутствовали во всех контрольных группах). Проще говоря, эффективность диеты с нулевым содержанием жира составила 0%.
Заблуждения о жире
Будем реалистами — обезжиренных продуктов не существует. Утверждение справедливо разве что для воды. Почти все продукты, пусть и в минимальных количествах, содержат жиры. Кроме того, «обезжиренность» не делает еду полезной. Обычно вкус и внешний вид по-настоящему легких продуктов оставляет желать лучшего. Вот и приходится производителям преображать невзрачную кашицу разнообразными пищевыми добавками.
«Если маложирный майонез или йогурт имеют плотную желеобразную консистенцию, характерную для продукта высокой жирности, значит, в него добавлено большое количество структурообразующих веществ и загустителей», — считает Лидия Ионова, врач-диетолог, директор клиники похудения. Кроме того, производители не гнушаются заменять обычные жиры искусственными трансжирами. Негативные последствия их постоянного употребления — тема отдельной статьи.
Для улучшения вкуса используют различные химические добавки, которые, по сути, являются углеводами (например, модифицированный крахмал). А избыток углеводов неизбежно превращается все в те же жировые отложения.
Еще один миф — обезжиренные продукты можно есть чуть ли не килограммами и не поправляться. С одной стороны, хороший выбор для организованных людей, способных себя контролировать. С другой — «нулевки» (а они не лишены калорий) только разжигают аппетит: углеводы усваиваются быстро, и организм требует новую порцию. В результате вместе с лишними калориями прибывают лишние килограммы. Также жиры — необходимое условие для усвоения витаминов А, D, Е и К. От дефицита в первую очередь страдают кожа, волосы и ногти.
Поставим жирную точку
Что бы ни придумывали маркетологи, в чем бы ни убеждали этикетки — не верьте! Сделать блюдо вкусным и диетическим одновременно можете сделать только вы сами. Продовольственные компании и рестораторы всегда выбирают путь наименьшего сопротивления.
Имейте в виду: чем чаще вы едите не домашнюю пищу, тем выше риск набора лишнего веса. Виной тому невозможность проконтролировать количество содержащегося в ней жира. А как раз на жир труженики общепита обычно не скупятся, поскольку он заметно улучшает вкусовые качества еды. Приведу простой пример. Приготовьте два варианта картофельного пюре: первый — на обезжиренном молоке, второй — на жирном молоке или сливках с добавлением сливочного масла. Какое блюдо понравится вам больше?
Таким образом, отечественные и зарубежные специалисты еще раз подтверждают прописную истину: меньше доверия маркетологам и больше здравого смысла.
В последние годы популярность набирает низкоуглеводное питание, вокруг которого уже сложилось множество заблуждений.