«Закон об образовании» Российской Федерации объявляет охрану здоровья школьников приоритетным направлением. Между тем у каждого четвертого относительно здорового первоклассника к концу учебного года выявляются отклонения в здоровье. Дальше — больше: по статистике Минздрава РФ, к окончанию школы абсолютно здоровым придет лишь каждый десятый. За последние годы более чем в пять раз увеличилось число детей и подростков школьного возраста с различными нарушениями здоровья, прямыми и косвенными виновниками которых оказываются условия учебы.
Нарушение зрения
Уже в первом классе до 20% детей начинает носить очки. Такое резкое ухудшение зрения продиктовано в первую очередь перегрузкой: глаза по многу часов пребывают в напряжении, когда дети читают и пишут, потом выполняют домашнее задание, а потом, вместо отдыха, сидят у компьютера или телевизора. Второй причиной является плохое освещение: слишком слабое и/или падающее не с той стороны.
Что делать
- Обеспечить полноценное освещение рабочего места ребенка (40-60 Вт на кв. м, мягкий рассеянный свет) и достаточное расстояние между глазами и книгой (не менее 30 см) и телевизором (не менее 3 м).
- Следить за режимом труда и отдыха, чередуя периоды зрительного напряжения (не более 20-40 минут, в 1-2 классе безотрывное чтение — не более 3-7 минут) и расслабления (5-10 минут).
- Несколько раз в день предлагать ребенку делать упражнения для профилактики близорукости (сильно зажмуривать и открывать глаза, делать круговые движения глазными яблоками при закрытых веках по часовой стрелке и против часовой стрелки, делать движения глазами вверх, вниз, влево, вправо по диагонали и так далее).
- Следить за тем, чтобы в рационе ребенка было достаточное количество продуктов с витамином А.
Сколиоз
Пока скелет ребенка развивается, ребенок не защищен от проблем с позвоночником. Неправильное положение тела на уроках, неподходящая мебель и длительная неподвижность— плюс сгорбленность за компьютером-планшетом-телевизором дома — провоцируют нарушения осанки и, как следствие, сколиоз — один из самых частых диагнозов, который ставят современным детям. Если ничего не предпринимать, заболевание прогрессирует, уменьшаются объемы грудной клетки и брюшной полости, из-за чего нарушается работа внутренних органов.
Что делать
- Проверить, чтобы школьные парты (да-да, это можно проверить) и рабочее место ребенка дома соответствовали его росту и возрасту, были удобными и регулирующимися по высоте; помните, что правильная поза во время занятий зависит не только от соответствия мебели росту, но и от расположения стула относительно стола и самого ребенка. Чтобы крышка стола не давила на грудь, стул должен быть задвинут под стол не более чем на 3-6 см. Плечи во время работы должны быть прямыми, для этого поверхность стола должна располагаться выше локтя опущенной руки ученика на 3-4 см.
- Купить ребенку легкий ранец с ортопедической спинкой и следить, чтобы тяжесть учебников, которые он носит, не была чрезмерной (пустой ранец не должен превышать 10% веса ребенка) и распределялась равномерно.
- Обеспечить ребенку двигательную активность и воспитать привычку к ежедневной гимнастике с комплексом упражнений для красивой осанки и профилактики сколиоза: развитые мышцы спины помогают держать ее в правильном положении.
- Установить дома «шведскую стенку»: даже обычный «вис» полезен для спины.
- Следить за тем, чтобы ребенок ел достаточно овощей, фруктов и молочных продуктов.
Заболевания органов пищеварения
Почти каждый второй ученик имеет проблемы с желудочно-кишечным трактом, особенно часто — с желудком. Воспаление слизистой оболочки желудка (гастрит) часто появляется в школьном возрасте, потому что происходит резкое изменение режима питания (увеличиваются промежутки между приемами пищи). Меняется и качество пищи: все чаще ребенок ест полуфабрикаты и фастфуд. Дети не столько едят, сколько перекусывают, часто еще и на ходу, не сосредотачиваясь на еде. Нарушение режима питания может привести и к проблемам в эндокринологии: количество школьников с ожирением растет в геометрической прогрессии: наголодавшись за день, перекусывая шоколадками и булками, многие «отъедаются» вечером. При общем снижении двигательной активности это провоцирует лишний вес и диабет второго типа в будущем.
Что делать
- Ввести строгий режим питания с трехразовым приемом пищи — обязательным горячим завтраком, обедом, ужином и двумя перекусами.
- На перекус давать ребенку фрукты и овощи.
- Следить за разнообразием рациона ребенка и его соответствием возрастным нормам.
Нервно-психические расстройства
От половины до двух третей детей приобретают в школе явные или скрытые неврозы, которые могут проявляться повышенной тревожностью, бессонницей, кошмарами, резкими перепадами настроения, а также гиперактивностью, которая может быть как врожденной, так и спровоцированной условиями обучения.
Что делать
- Обеспечить ребенку комфортное душевное состояние дома. Не критикуйте его, не предъявляйте повышенных требований, дайте понять, что с вами он в полной безопасности.
- Наладьте четкий режим дня с достаточным отдыхом, не разрешайте ребенку засиживаться допоздна.
- Не подавляйте повышенную активность ребенка, найдите выход его энергии, направив ее в спорт, помогите ему найти хобби и дайте возможность переключаться на него.
- Обучайте в игровой форме.
- Поощряйте ребенка даже за незначительные успехи. Договоритесь с учителем, чтобы ребенка чаще хвалили в школе.
- Следите за достаточным количеством витаминов и микроэлементов, особенно магния, отвечающего за нервную систему, в рационе ребенка.
В российской образовательной системе всегда были и остаются по сей день особенности, от которых никуда не деться. Выходит, заботиться о ребенке должны в первую очередь в семье.