Новое исследование американских ученых доказывает, что сарказм стимулирует творческое мышление. Исследователи из Гарвардской школы бизнеса во главе с Франческой Гино провели эксперимент с участием 300 человек.
В парах участники эксперимента делали или выслушивали саркастические, искренние или нейтральные замечания. После они решали задачи на креативность и абстрактное мышление. Они отвечали на такие вопросы, как «что общего у интерьера, золота и шоколада?» (ответ — плитка). Исследователи, чья работа опубликована в журнале Organizational Behavior and Human Decision Processes, пришли к выводу, что саркастические замечания обостряют креативность.
Другие исследователи предупреждают: сарказм не всегда полезен. «Эффективность сарказма зависит от того, способен ли человек понять его, — предупреждает психолог Израильского Института технологий Элла Мирон-Спектор. — Он может провоцировать конфликт и негативно сказаться на отношениях с окружающими».
Более того, некоторых людей сарказм приводит в состояние напряжения. Бизнес-психолог Майк Вест из Университета Ланкастера считает, что существуют другие, не менее эффективные способы стимулировать креативное мышление, которые при этом не будут портить психологический климат в коллективе.
Ученые Школы медицины при Университете Джонса Хопкинса нашли в головном мозге центр сарказма. Также они выяснили, что у пациентов, перенесших инсульт, он перестает быть эффективным.