«Когда-нибудь человеку придется ради своего существования столь же упорно бороться с шумом, как он борется сейчас с холерой и чумой» — сказал в начале XX века Роберт Кох, немецкий микробиолог, награжденный Нобелевской премией за исследования туберкулёза. Высказывание ученого оказалось пророческим: британские эксперты выяснили, что существует взаимосвязь между длительным воздействием дорожного шума и смертностью, а также более высоким риском возникновения инсульта, особенно у пожилых людей.
Исследование было проведено учеными Лондонской школой гигиены и тропической медицины в партнерстве с Имперским колледжем Лондона и Королевским колледжем Лондона.
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, шум повышает кровяное давление, а также способствует возникновению стресса. Среди самых громких звуков ВОЗ выделяет шум гоночных автомобилей, артиллерийский огонь, фейерверк и рок-музыку. Установлено, что отрицательное влияние на здоровье человека оказывает продолжительный шум громкостью выше 40 дБ. Постоянная подверженность шуму на уровне, превышающем 90 дБ, может привести к потере слуха. Разрыв барабанных перепонок происходит при шуме громкостью 145 дБ.
Исследователи проанализировали информацию о 8,6 миллионов человек, живших в Лондоне с 2003 по 2010 год. Одновременно с этим они изучали уровни шума дорожного движения в течение дня (с 7 утра до 11 вечера) и в ночное время (с 11 вечера до 7 утра) по различным почтовым индексам, сопоставляя их со случаями смерти и госпитализации взрослых (в возрасте 25 лет и старше) и пожилых людей (в возрасте 75 лет и старше) на каждой из территорий.
Выяснилось, что люди умирали на 4% чаще там, где шум в дневное время превышал 60 дБ, чем в районах с уровнем шума менее 55 дБ.
Согласно исследователям, случаи смерти, скорее всего, связаны с болезнью сердца или кровеносных сосудов. Ученые говорят, что такие болезни могли быть следствием повышенного артериального давления, нарушения сна и стресса от воздействия шума. Взрослые, проживающие в районах с самым шумным дорожным движением (превышающим 60 дБ), на 5% чаще попадают в больницу с инсультом, чем те, кто проживает в более тихих районах (менее 55 дБ), а пожилые люди — на 9%.
Ведущий автор исследования доктор Яана Халонен из Лондонской школы гигиены и тропической медицины считает: «Ранее дорожный шум ассоциировался с проблемами сна и повышения артериального давления, но наше исследование первым в Великобритании показало его взаимосвязь со смертями и инсультами. Это самое крупное исследование подобного рода на сегодняшний день, изучающее всех, кто жил в районе трассы M25 на протяжении семи лет. Наши выводы дополнительно подтверждают тот факт, что снижение дорожного шума может быть полезным для нашего здоровья».
В Лондоне более 1,6 миллионов человек подвергаются воздействию дневного дорожного шума, превышающего 55 дБ, что, согласно ВОЗ, расценивается как уровень шума, приводящий к проблемам со здоровьем.
Анна Хансел, соавтор исследования добавила: «На основании подобного исследования, мы не можем сказать наверняка, каковы риски воздействия шума на человека, но, скорее всего, они невелики по сравнению с известными опасными факторами, которые являются причиной возникновения болезней системы кровообращения — например, неправильное питание, курение, малоподвижный образ жизни и другие проблемы со здоровьем, как например, повышенное кровяное давление и диабет.
Однако, наше исследование затрагивает важные вопросы потенциальных последствий воздействия шума на здоровье в наших городах, что требует дальнейшего изучения.
Изучив взаимосвязь дорожного шума со случаями смерти и госпитализации, исследователи учли возраст и пол людей, а также другие параметры, например, их этническую принадлежность, склонность к курению, уровень загрязнения воздуха и социальный статус.
Проанализировав данные на районном уровне, исследователи отмечают, что их выводы могут быть неприменимы к ряду людей, проживающих в этом районе, поскольку у них могут быть индивидуальные предпосылки возникновения сердечно-сосудистых заболеваний. У людей может также быть разная активность (например, продолжительность поездки на работу), а окна в их домах выходить в разные стороны. С текстом исследования можно познакомиться в журнале European Heart Journal.
По данным Мосэкомониторинга, две трети территории Москвы находится в зонах с повышенной шумовой нагрузкой. Как подсчитали экологи, в таких районах проживают 85% москвичей. Уровень шума, которому они подвергаются, выше безопасного на 20 — 50 децибел.