Если попросить современного человека назвать самые жестокие методы лечения в психиатрии, то, скорее всего, многие припомнят электрошок и лоботомию. На самом деле эти две методики появились не так давно, и их применение хотя бы отчасти обосновано с научной точки зрения.
«Настоящая» психиатрия с четкими диагнозами и лекарственными препаратами начала зарождаться не более двух столетий назад. А вот на методы, которые применялись ранее, иногда невозможно взглянуть без ужаса. Перечислим те, которые могли бы претендовать на роль самых жестоких.
Первые попытки «выпустить демонов»
Если верить археологическим находкам, то люди страдали психическими заболеваниями еще во времена каменного века. Тогда же предпринимались и первые попытки их лечения.
Наши предки считали, что душевные болезни обусловлены поселившейся в голове потусторонней сущностью, «злым духом». А как выпустить из головы этого «демона»? Нужно «проделать выход». Считалось, что больному можно помочь, пробив или просверлив в его черепе отверстие. Поначалу это делали грубыми каменными инструментами, напоминающими долото. Потом появился более совершенный металлический инструментарий, сверла.
После подобного лечения выживали далеко не все пациенты. Но некоторые обнаруженные археологами черепа с ровными круглыми отверстиями принадлежали людям, которые, вполне возможно, жили после трепанации еще несколько лет. Правда, неизвестно, насколько это помогало избавиться от психического заболевания.
Известно, что трепанация для лечения психозов применялась в эпоху Неолита, в Древней Месопотамии, у индейцев Южной Америки. Прибегали к ней и в Средние Века, а позже ее пытались возродить некоторые самоучки.
Как вернуть матку на место?
Врачи Древней Греции полагали, что истерия у женщин является следствием возбуждения матки. Считалось, что этот орган напоминает что-то вроде «маленького зверька», который может покидать свое привычное место и «рыскать» по всему телу, заставляя женщину совершать неадекватные поступки. Даже слово «истерия» произошло от греческого названия матки – «hystera».
Существовал и специальный способ «вернуть» матку на место – окуривания влагалища. Для этого лекарство клали в глиняный горшок, делали отверстие в крышке, втыкали в него трубку из тростника и плотно облепляли глиной. Горшок ставили в ямку, в которую предварительно помещали горячие угли. Когда из трубочки начинал подниматься пар, женщину сажали на нее. Иногда, если доктор не совсем внимательно следил за температурой пара, женщина получала ожоги.
Нарывной пластырь: больному становится не до одержимости
Во времена позднего Средневековья вся медицина, в том числе и психиатрия, не могла существовать отдельно от религии. Психические расстройства нужно было объяснять с позиций теологии. И объяснение нашлось в лице «темных сил». Душевнобольных в Европе считали сообщниками дьявола и не очень-то с ними церемонились. Кнуты, розги, цепи – в основном «методы лечения» базировались на боли.
В средневековых европейских больницах-тюрьмах широко практиковалось усмирение буйных при помощи обкладывания всего тела горчичниками. Нестерпимая боль и жжение заставляли людей корчиться в муках, вместо того чтобы озвучивать «еретические мысли» и совершать неадекватные поступки. Применялись и особые нарывные пластыри из шпанских мушек. Их обычно помещали на голову. А дальше происходило, собственно, то, из-за чего такой пластырь и получил свое название.
Кровопускания против чрезмерного возбуждения нервной системы
Когда Средневековье закончилось, а наука пока еще была развита не так хорошо, многие врачи стали возвращаться к древнегреческим и древнеримским канонам, а позже выстраивать собственные теории.
В конце XVIII века в Америке жил Бенджамин Раш, участник Второго Континентального конгресса, подписавший Декларацию Независимости, хирург Ближнего Департамента Континентальной армии, человек, известный как «отец американской психиатрии».
Раш считал, что причины заболеваний может быть лишь две: избыточное возбуждение, либо истощение нервной системы. В основном душевнобольные относились к первой категории, и им полагалось обильное кровопускание или погружение головы в ледяную воду. Так предполагалось бороться с избыточным притоком крови к мозгу.
Главное – удалить очаг инфекции
Генри Коттон – психиатр, который работал в Америке в начале прошлого столетия. У него тоже была собственная теория. Генри считал, что поражение нервной системы возникает в результате хронической инфекции. Для того чтобы избавить человека от психического заболевания, нужно лишь найти и уничтожить очаги воспаления в организме.
Обычно поиски начинались с зубов. Если среди них находили больные, то их удаляли. Далее врач наблюдал за состоянием пациента. Сохранение симптомов психоза свидетельствовало о том, что остались другие очаги инфекции. Скорее всего, миндалины, которые в таких случаях тоже подлежали удалению.
Если и это не помогало, то врач мог удалить яички, яичники, желчный пузырь, желудок, селезенку, шейку матки, прямую кишку (а то и часть толстого кишечника). Генри Коттон утверждал, что лечебные ампутации – это революционная методика, которая должна спасти всех душевнобольных.
Древнеегипетский метод
Справедливости ради нужно сказать, что не все донаучные способы лечения психозов были жестокими и нецелесообразными с современной точки зрения. Древние египтяне оказались в этих вопросах весьма дальновидными. Жрецы-лекари рекомендовали душевнобольным посещать праздники, участвовать в танцах и концертах, заниматься живописью. Многие ритуалы «изгнания злого духа» сопровождались музыкой вместо ударов розгами и сверления черепа.
Достаточно мягкий подход практиковали и в Киевской Руси. Если в Европе к душевно больным относились как к помощникам нечистых сил, то славяне испытывали к ним жалость, считая, что они «наказаны за прошлые грехи». «Юродивых» селили в монастырях и присматривали за ними.