У нас в стране никак не маркируется содержание действительно опасных компонентов, которые провоцируют болезни сердца, диабет и ожирение. Всемирная организация здравоохранения относит к ним соль, сахар, насыщенные жиры. Сколько соли в кусочке хлеба из нарезки? Об этом не знает никто, кроме производителя. Да и стандартные категории – «количество калорий», «общий жир» – разглядеть на этикетке не так-то просто.
В Западных странах чёткая и ясная маркировка продуктов уже давно стала частью жизни населения. Интересно, что инициатива исходит от самих производителей: более здоровая продукция пользуется большей популярностью у потребителей. На упаковку максимально подробно выносится состав и процент содержания ключевых веществ (сахар, соль, насыщенные жиры) в порции от суточной нормы. Кроме того, есть выделение цветом: если пищевой компонент представлен в незначительных количествах относительно нормы суточного потребления, то он маркируется зеленым цветом, если в средних, то желтым, а если его содержание велико, то красным.
Аналогичную маркировку сегодня предлагают общественные движения и общества по защите прав потребителей и в России. Она называется «Светофор» и действует по тем же принципам: подробный состав, обязательное указание процента от суточной нормы, выделение цветом.
В странах Евросоюза маркировка теперь «узаконена»: с 13 декабря 2014 года абсолютно все производители должны будут честно говорить, из чего сделана еда, которую они продают и как она повлияет на здоровье. Помимо количества базовых компонентов, обязательна таблица энергетической ценности, информация о стране происхождения, крупный шрифт.
Россия идёт к маркировке очень медленными шагами: пока Минздрав предложил только выносить на упаковку содержание соли – об этом написано в госпрограмме «Развитие здравоохранения». Будем надеяться на то, что дальше процесс пойдёт быстрее, поскольку эффективность маркировки в формировании правильных пищевых привычек доказана научно.
Учёные из Массачусетского госпиталя (США) в 2010 году изучили, как маркировка влияет на поведение потребителей. Оказалось, что уже на первом этапе исследования спрос на вредные продукты с «красной» маркировкой снизился на 9,2% (продажи напитков упали на 16,5%), в то время как продажи «зелёных» продуктов возросли на 4,5% (продажи напитков возросли на 9,6%). В дальнейшем цифры увеличивались.
Тем не менее, пока маркировка в нашей стране ещё не введена, нужно самим знать, в каких продуктах содержится большое количество насыщенных жиров, сахара, соли, чтобы сделать в магазине правильный выбор.
Насыщенные жиры: мясо (говядина, баранина, свинина), молочные продукты с высокой жирностью (сливочное масло, сливки, сыры), готовые мясные полуфабрикаты, колбасные изделия.
Сахар: соки, газировка, готовые завтраки, конфеты, кондитерские изделия, выпечка.
Соль: колбасные изделия, консервы, маринады, хлеб, фастфуд.