Открывать больничный лист по-прежнему будет врач, однако в случае выздоровления необязательно будет посещать его повторно – можно будет просто выйти на работу досрочно или по истечении определенного времени, сообщает «Российская газета». Такая система действует в Литве, опыт которой поехала перенимать российская делегация, состоящая из представителя Минздрава, Фонда социального страхования и Министерства труда. Возможно появление "автоматических" больничных и в нашей стране, считают члены делегации.
В Литве, к примеру, листок нетрудоспособности выписывается сразу на 14 дней. При этом пациент, почувствовавший себя хорошо, может вернуться на рабочее место в любое время до истечения этого срока, и тогда работодатель досрочно закроет ему больничный. Другой вариант - вернуться к труду через 15 дней после начала болезни. Если же человек не выздоровел, он снова отправляется к врачу, который может продлить сроки лечения.
Сведения о болезни сотрудника заносятся в специальную базу данных, к которой имеет доступ работодатель. Кроме того, литовский фонд социального страхования сотрудничает с пограничной службой, которая дает сигнал, если ушедший на больничный пациент выехал за границу. В случае, если гражданин уехал за рубеж лечиться и готов подтвердить это медицинскими документами, ему компенсируют временную нетрудоспособность.
«Если ввести предлагаемую систему, то получится профанация. Это все равно, что лечить по телефону. Больному, у которого нет специальных знаний, подготовки, оборудования, предлагают самостоятельно решить, здоров ли он. Этого он сделать не может. Еще нюанс - а кто будет потом нести ответственность за решение выписать или признать человека больным? И хорошо, если человек пошел на больничный из-за насморка или простуды», - пояснил «Здоровью Mail.Ru» Дмитрий Айвазян, адвокат Лиги защитников пациентов.
Для внедрения возможности закрывать лист нетрудоспособности автоматически необходима действующая система электронных больничных, которую пока только готовятся внедрить в России. Планируется, что она будет запущена в 2015-2016 году после апробации в 18 пилотных регионах.