Высокая ответственность за чужую жизнь и ненормированный график — идеальные условия для эмоционального выгорания и депрессии. По статистике, нервному истощению подвержены почти 70% медицинских сестер.
Кроме того, высокий уровень гормона стресса кортизола, связанный с их работой, часто приводит к спазмам кровеносных сосудов и повышению артериального давления. Это может стать причиной инфаркта, гипертонической болезни и стенокардии.
Как живут, чем болеют и, главное, откуда берут силы медсестры Первой градской больницы в Москве — узнали журналисты программы «Медицинский репортер» на телеканале «Доктор».
36 часов на ногах
Алеся Федорченко, медицинская сестра-анестезист Первой Градской больницы им. Н.И. Пирогова
Многие люди не имеют о нас представления, поскольку наши пациенты, как правило, находятся в состоянии медикаментозной седации. Мало кто вспомнит, кто был у него анестезиологом. Мы бойцы невидимого фронта, ассистенты врача-анестезиолога. Работаем один на один — то есть одна медсестра и один врач. Мы — его дополнительная пара глаз, дополнительные руки, дополнительный мозг.
Рабочий день начинается официально в 8 часов утра, но все мы приходим гораздо раньше. В 7:30 мы уже точно в кабинете старшей сестры и получаем необходимые препараты.
Мое утро начинается так уже 25 лет. Летом я сплю максимум 4 часа. Зимой побольше, часов 6, но вообще не хватает сна. В день после дежурства хожу полумертвая.
Конечно, ночные дежурства сказываются на здоровье не в лучшую сторону. Смена у нас длится 30, подчас 36 часов. Прихожу на дежурство утром и ухожу с него вечером следующего дня.
Я сталкивалась с проблемой набора веса. Обратилась к эндокринологу. На тот момент я занималась спортом и правильно питалась, но при этом поправлялась и не могла сама с этим справиться. У меня обнаружились проблемы с гормонами щитовидной железы, но никакой заместительной терапии я не принимала. Меня лечили с помощью правильной диеты, запретили дежурить. Но это невозможно, я продолжала дежурить, правда немножко уменьшила количество смен.
Мы все — девочки с некрасивыми ручками, ну потому что не можем позволить себе красивый маникюр, все время в перчатках, от которых страдает кожа. Мы знатоки всех кремов для рук и друг другу из уст в уста передаем: «А я вот такой купила, вот этот крутой». Один доктор мне однажды сказал: «Знаешь, Федорченко, вы мужики в женском обличии».
Знаменитости, о врачебном опыте которых вы и не подозревали, — в нашей галерее:
Спина — главная жертва
Вера Смагина, медицинская сестра отделения реанимации и интенсивной терапии неотложных критических состояний
Нагрузка достаточно тяжелая в отделении, где я работаю. Физическая, психологическая. Сестры реанимационного отделения характеризуют себя как ангелов — от нас очень много чего зависит, от наших действий. Постоянная грань между жизнью и смертью.
К нам едут после ДТП, к нам поступают нейрохирургические больные с черепно-мозговой травмой, просто хирургические пациенты. Бывает, заезжают и пациенты с инсультами, с сердечной недостаточностью. Что возможно — все у нас бывает, вот прям от А до Я.
Помимо того, что мы находимся 24 часа на ногах, — это еще и уход за больными.
Их приходится крутить при перестилке и мыть, и перекладывать на каталку для обследований.
От этих действий в первую очередь, конечно, устает спина. Потому что идет нагрузка, это проблемы, наверное, всех медицинских сестер, работающих в реанимации, не только в нашей, но и во всех. Носим корсеты и чулки компрессионные. Ноги тоже устают, отекают, появляется варикоз, тяжесть и болезненность.
Бывают моменты, когда хочется все бросить и уйти. Но мы не можем этого сделать. Мы получаем положительные эмоции от результата своей работы. Когда понимаешь, что человек между жизнью и смертью, а потом жизнь пошла, и смерть отступила. Это польза, которую мы приносим. А наш коллектив, наша команда — для меня это вторая семья.
О том, как спасают детей в реанимации, читайте в материале наших коллег на проекте Дети Mail.ru
Советы старших коллег
Анна Дивисенко, эндокринолог Первой Градской больницы им. Н.И. Пирогова
У медсестер психологически сложная работа с повышенным уровнем стресса. Соответственно, здесь могут быть депрессивные проявления, которые сами по себе тоже могут приводить к гормональным нарушениям, в частности к тому же ожирению.
Кроме того, депрессивные состояния могут приводить к повышенному давлению. Здесь должна быть комплексная работа как эндокринолога, так и психотерапевта.
Учитывая тяжелый график работы с недостаточным количеством сна, часто нужен прием профилактических доз витамина D. Но лучше, конечно, сдать анализы. Доказано, что недостаточное количество сна приводит к повышению риска развития ожирения и связанных с ним метаболических нарушений.
Происходят гормональные изменения и нарушается выработка гормонов. В частности, грелина, который повышает уровень аппетита и гормона стресса кортизола. В итоге это приводит к набору веса.
Радмила Кубанова, флеболог Первой Градской больницы им. Н.И. Пирогова
Очень важно проводить в течение дня различные гимнастические мероприятия — двигать стопой, расхаживаться… В идеале нужно носить компрессионный трикотаж. Утром надеваем, вечером снимаем. Это значительно снижает риски развития хронических заболеваний вен.
Также я очень сильно рекомендую носить правильную обувь, в том числе ортопедическую, либо с индивидуальной ортопедической стелькой. Правильное положение стопы влияет не только на наши суставы и позвоночник, но и на вены.
Рахмат Магомедова, невролог Первой Градской больницы им. Н.И. Пирогова
Выгорание чаще всего связано с головным мозгом. Это могут быть мигрени, инсульты, длительный стресс, депрессия.
Что можно сделать? Если какой-то сигнал поступил, например головная боль, онемение, какие-то приступы, нехватка воздуха, сердцебиение, — нужно вовремя обратиться к врачу, провериться, провести обследование и дальше уже профилактически принимать какие-то препараты. Например, ту же сосудистую терапию, магний В6, глицин, аминокислота очень хорошо помогает. И конечно, побольше отдыхать!
Читайте также: