Родители детей с особенностями развития, заподозрив у них расстройство аутистического спектра (РАС) и задержку психоречевого развития (ЗПРР), часто не понимают, чем современная медицина способна помочь ребенку.
Основную помощь детям оказывают психологи и дефектологи. И увеличение эффективности медицинской поддержки могло бы увеличить эффективность оказания психологической помощи. Методы лечения и реабилитации, предлагаемые сегодня, не всегда дают ожидаемые результаты.
Специалисты, работающие с особенными детьми, не всегда понимают, что именно необходимо делать, из-за отсутствия развернутой информации о нюансах диагностических и лечебных мероприятий. С одной стороны, ожидать быстрого результата в случае нарушения психического здоровья не приходится, а с другой — эффект от используемых методов лечебно-реабилитационных мероприятий должен быть более понятен и предсказуем.
Директор и научный секретарь научно-исследовательской лаборатории клинической патопсихологии «САНАТ» Александр Антоненко рассказал о том, какой арсенал есть в распоряжении современного врача для проведения лечебно-диагностических мероприятий, позволяющих получить быстрый ожидаемый результат от психолого-логопедической коррекции, и что важно знать родителям об аутизме и ЗПРР.
Немного иной взгляд на болезнь
Такие термины, как РАС, ЗПРР, вызывают беспокойство и тревогу в семьях, где растет «особенный» ребенок. Он практически не говорит, избегает контакта с другими детьми, а его реакции на свет, звук и животных, агрессия к окружающим, аутоагрессия, как и другие нарушения поведения, настораживают других людей.
Тем не менее многие родители предпочитают занижать оценку состояния ребенка и затягивают с профессиональной консультацией врача, теряя время, поскольку более ранний возраст ребенка позволяет добиться лучших результатов в коррекции психического здоровья.
Очень важна для семьи помощь и поддержка врача-психиатра. Врачи-психиатры проведут необходимые психологические и медицинские исследования и дифференциальную диагностику, поставят квалифицированный диагноз, определят границы необходимого медицинского вмешательства и индивидуальную маршрутизацию по обеспечению психолого-дефектологической помощи.
Общественная организация «Российское общество психиатров» в 2020 году разработала клинические рекомендации по лечению детей с РАС, которые на сегодняшний день находятся на обсуждении профессионального сообщества. И в случае их принятия наши дети получат максимально понятную и логически выстроенную систему медицинской помощи, созданную на основании научных данных.
Считать так у нас есть все основания. Поскольку последние 11 лет мы вели работу, основанную на научных данных, которые накоплены ведущими учеными как России, так и учеными ведущих стран Европы и Америки, изучающими особенности течения РАС. Данные наших исследований поданы на публикацию и находятся на рецензировании ученого редакционного совета журнала ВАК.
13 известных и успешных людей с аутизмом:
Вызывает обеспокоенность наблюдаемый рост количества детей с различными психопатологиями.
Причины заболевания пока не ясны, в научном сообществе нет единого мнения о возможных причинах РАС и ЗПРР. Но рассматривается несколько гипотез, таких как нейродизонтогенетическая, окислительного стресса, аутоимунная и др.
Наша лаборатория при исследовании дисфункций психики при РАС и ЗПРР, учитывая все значимые гипотезы, изучает РАС и ЗПРР как следствие нарушения метаболизма регуляторных пептидов.
Доказано, что нарушение метаболизма регуляторных пептидов приводит к вполне определенным нарушениям со стороны различных органов и систем организма. Как со стороны соматики, так и со стороны психики, что подтверждается лабораторно-диагностическими исследованиями.
Работа в направлении коррекции нарушений метаболизма регуляторных пептидов, с лабораторным контролем данных Са+ (связывающего астроглиального белка и других маркеров неспецифического воспаления нейронов головного мозга), позволяет добиваться высокой эффективности в работе с психическими дисфункциями.
И самое главное — не дает делать ошибок при ведении лечебно-реабилитационных мероприятий.
Такой подход позволяет с высокой повторяемостью результатов быстро купировать любые поведенческие нарушения и добиваться высокой результативности психиатрической помощи и психолого-дефектологической коррекции. Также данный подход показывает высокую эффективность не только в работе с детьми с РАС и ЗПРР, но и с любой возрастной категорией больных с пограничными состояниями сознания — с такими как неврозы, тревожные расстройства, фобии, аддиктивные нарушения, эмоциональные расстройства и расстройства поведения.
Фактически это начало новой эры в научной и прикладной психиатрии, дающее нам совершенно другой взгляд на развитие и лечение психических дисфункций.
Соматические дисфункции при РАС
Опираясь на собственный клинический опыт, специалисты нашей лаборатории убедились в том, что психические дисфункции у детей с РАС с вероятностью до 100 процентов сопровождаются соматической патологией большей или меньшей степени тяжести.
Преимущественно это заболевания желудочно-кишечного тракта, выделительной системы, нарушения венозного оттока, иммунной системы, эндокринной системы, которые типичны при рассмотрении их через призму нарушения метаболизма функции регуляторных пептидов.
Поэтому мы проводим комплексное обследование больных детей с РАС. Используем клинико-психологические методы обследования, лабораторную диагностику, функциональную диагностику с последующей дифференциальной диагностикой и анализом взаимного влияния психической и соматической патологии. Выстраиваем систему вторичной профилактики с комплексным применением медикаментозных и немедикаментозных методов терапии.
10 удивительных нейрофизиологических заболеваний:
Это является основополагающим принципом курации больных с РАС и формирования реабилитации, направленной на восстановление нарушенных болезнью основных психических функций (когнитивной, моторной, речевой, эмоциональной). А также на улучшение социализации, взаимодействия, коммуникации и создания предпосылок к возможности обучения.
Наш подход реализован при составлении клинических рекомендаций по лечению детей с РАС 2020 года, разработанных общественной организацией «Российское общество психиатров». И именно этот подход является революционным в современной психиатрии детского возраста.
Соматические дисфункции в организме ребенка с РАС провоцируют эксайтотоксическое поражение глиальных клеток мозга. И поэтому своевременное лечение органной патологии, под контролем лабораторных исследований, минимизирует процесс эксайтотоксического поражения, делая возможным быструю и демонстративно выраженную динамику при осуществлении психологической коррекции.
Эффективность терапии мы можем контролировать с помощью комплексного определения ряда показателей иммунитета — воспалительных и аутоиммунных маркеров для оценки активности и тяжести патологического процесса в мозге.
Каких специалистов стоит посетить?
Ребенку с РАС нужны многие специалисты, но начинать необходимо с посещения врача-психиатра для проведения дифференциальной диагностики психической дисфункции. Затем необходима комплексная диагностика соматических дисфункций с дальнейшей маршрутизацией к остальным специалистам. Необходимо обеспечить комплексную диагностику и профилактику. А именно: первичную, вторичную, третичную — с использованием как медикаментозных, так и не медикаментозных методов терапии, включая диетологические рекомендации с обязательной фитодиетотерапией.
Как правило, если лечение было назначено верно и последовательно, то результаты не заставят себя ждать. Нарушений в поведении становится существенно меньше, или они вовсе сойдут на нет. У детей, которые получают адекватное лечение, начинает прогрессировать социальное взаимодействие.
Самое главное — не навредить. А это часто встречается — либо при использовании методов далеких от доказательной медицины, либо при отказе от посещения врача-психиатра и попытке поиска помощи у специалистов, не располагающих достаточной квалификацией для лечения детей с РАС и ЗПРР и не знающих особенностей течения РАС. Подобные вмешательства в первую очередь сводят на нет работу специалистов служб психологической и дефектологической коррекции, являющейся самой важной составляющей в реабилитации детей с РАС и ЗПРР.
Самый большой вопрос, который остается открытым, — это отсутствие на сегодня необходимых знаний и понимания последовательности действий у специалистов первичного звена здравоохранения, а также отсутствие современных клинических рекомендаций.
Впрочем, подвижки в сфере информирования родителей, которые воспитывают детей с особенностями развития все же есть. Администрации крупных городов идут нам навстречу.
Например, в Новороссийске местные власти стали изучать вопрос, как помочь детям с РАС и ЗПРР, а также находящимся в состоянии СОП (социально-опасном положении), было начато строительство специального городского медико-реабилитационного центра для таких ребят, который называется Центр медико-социальной помощи «Вектор». Он будет функционировать как медицинский центр под руководством врача-психиатра, прошедшего подготовку по работе с детьми с РАС.
Читайте также:
Смотрите наши видео: