«Как врач я участвую в чуде»: откровения трансплантолога

Олег Резник рассказывает о своей работе, ее вызовах и трудностях.
«Мне просто пересадили сердце»
Почему уменьшилось количество пересадок
«Закон ограничивает способность близких людей помочь друг другу» 
«Мне просто пересадили сердце»
Почему уменьшилось количество пересадок
«Закон ограничивает способность близких людей помочь друг другу» 
Еще
a91147a0-7595-4145-ae89-fadf665f6853.jpg
Источник: Кирилл Шипицин / РИА Новости

 «Готов ли я стать посмертным донором?» — этот вопрос россияне будут задавать себе чаще, когда появится единый регистр волеизъявлений. Если человек не хочет жертвовать свои органы после смерти, он сможет зарегистрировать отказ. Чтобы увеличить количество доноров в нашей стране, нужно обращаться не к умам, а к сердцам, — уверен трансплантолог Олег Резник.

«Мне просто пересадили сердце»

— Вот уже много лет вы выступаете с докладами и пытаетесь показывать людям, что отдать свои органы после смерти — значит спасти чью-то жизнь. В обществе что-то меняется? Или люди по-прежнему с недоверием относятся к трансплантологам? 

— Среди врачей в масштабах города очень сильно поменялось отношение, безусловно. Мы прошли такие же стадии, как предстоит, наверное, пройти и обществу. У врачей возникло понимание, для чего вообще нужна трансплантация, — и это то немалое, чего нам удалось достичь.

На самом деле, трудно себе представить рабочий день врача-реаниматолога, анестезиолога: у него очень высокий уровень нагрузки. И когда речь идет о доноре, то речь идет об умершем человеке. Не видя результатов своего труда, врачи-реаниматологи не были заинтересованы в том, чтобы помогать нашей сфере, и от этого отрицательно относились к пересадкам.

Существовал конфликт интересов между трансплантологами и врачами-анестезиологами и реаниматологами, потому что работа по поддержанию жизни органов в организме умершего человека очень серьезна.

— То есть, когда умер его мозг.

— Да, это гораздо сложнее, чем все время просто лечить тяжелого пациента. Когда человек гибнет, происходит разбалансировка действий различных органов, и нужно обязательно следить за тем, чтобы донор состоялся как донор. Но тогда, понимаете, возникает большой парадокс. Анестезиолог-реаниматолог лечит своего тяжелого пациента, он его переводит в отделение — и чувствует, что выполнил свой долг: он вылечил. Если он занимается с донором, то это билет в одну сторону. Он все сделал, что требовалось, и не видит результатов своего труда. 

Мы много работали с врачами на конференциях, нам удавалось собирать анестезиологов, реаниматологов как своих единомышленников, преодолевать их начальное недоверие.

На это ушло несколько лет в двухтысячных годах. Мы даже знакомили докторов с пациентами, естественно, на разных стадиях после выписки: месяц, два, полгода-год, пять лет.

Один из них вышел и сказал: «Мне просто пересадили сердце. Мне и сказать нечего». Помню, какая повисла тишина в конференц-зале, таков был эмоциональный эффект от этих слов у врачей. И вот когда они видели этих реципиентов, которые рассказывали о своей жизни, о том, как те заболели и получили шанс на новую жизнь, вот это было интересно. 

Самой молодой пациентке в мире пересадили лицо. Рассказываем об этом случае в нашей галерее:

1b4294c367957bc998e500f41bea9df3.jpg
bb715b4b36f932ff3d2f1faffd2d5bd6.jpg
2066d38803b4d6d70460515bebfe73c0.jpg
4abe4d52013e5afb16585bc7917c2f65.jpg
6фотографий

— Я слышала истории, что люди иногда стесняются того, что у них пересажено сердце, почки или другие органы. Почему так? 

— Я не могу отвечать за чувства всех пациентов, у нас их около 700 под наблюдением. Но среди разных пациентов я сталкивался с тем, что некоторые действительно стесняются. Люди вообще часто стесняются болеть. Некоторых пациентов мы иногда просим показаться на научных и медицинских конференциях, говоря при этом, что их пример поможет таким же людям, как они. Но это очень деликатная проблема, и, наверное, сколько пациентов, столько и позиций. 

Трудно представить обычному человеку, какие эмоции переживают наши пациенты от дебюта заболевания до выполнения пересадки и последующей выписки. К примеру, кто-то случайно узнает, что у него есть почечное заболевание, а потом события развиваются стремительно, как снежный ком.

И вот он уже ходит на гемодиализ трижды в неделю по 4 часа. Это сложная процедура, человек находится полностью в зависимости от гемодиализного аппарата, от отделения и своего врача. Это и зависимость, и ограничение свободы… Сейчас не говорят о том, что на диализе люди живут недолго, это раньше почка была спасением жизни. Сегодня качество жизни на гемодиализе очень высокое, но все равно это ограничение свободы. Я уже не говорю о тех, кто нуждается в пересадке печени или сердца, потому что там время не ждет. 

Трансплантология — очень драматичный вид медицины. Но, как правило, обществу демонстрируется его некая «техническая» сторона — хирургия, которая показывает, как здорово, что мы пересадили какой-либо орган. А страдания человека, который «ходит на диализ», практически не показывают. У него начинают накапливаться изменения в организме, он ждет этой пересадки. Потом наступает день, который никому не ведом, появляется орган, и пациента приглашают на трансплантацию. Затем его выхаживают и отпускают, как мы иногда говорим, на свободу. То есть мы отвязываем его от зависимости, от гемодиализа, у него появляется качество жизни, которое было до заболевания. Такой пациент все равно должен ходить где-то раз в месяц к врачу, но это нормально. 

— А пожизненно пить лекарства против отторжения органа? Зависимость?

— Зависимость, но будем так говорить… Есть хорошая формула, не я ее придумал: пересадка почки — это не излечение от заболевания, а замена более тяжелого заболевания на более легкое. И если бы мы с вами побывали в ситуации, когда у нас существенно ограничено здоровье, то мы бы с радостью согласились заменить диализ на то, чтобы ежедневно принимать таблетки.

Почему уменьшилось количество пересадок

— Как сейчас ситуация с пересадками обстоит?

— Надо сказать — хотя это слово навязло у всех в зубах, — что пандемия внесла свои коррективы. И в прошлом году, и в нынешнем, когда третья волна ползет вверх, все больницы работают на борьбу с ковидом, поэтому число пересадок резко снизилось. В Санкт-Петербурге сейчас около 600 человек в листе ожидания разных органов.

Вот хорошая метафора пришла в голову: если бы сейчас была война, разве делались бы пересадки в полном объеме?

Эти пациенты периодически задают вопросы, но в целом с пониманием относятся к тому, что коронавирус стал серьезным вызовом медицине. Они согласны подождать, будем так говорить.

Были бы и убитые, и раненые. Вполне может быть, что никто бы не занимался трансплантацией, потому что этот вид помощи — для мирного времени. А во время войны все ресурсы задействуются для борьбы с чем-то главным. Идет война с вирусом — эпидемия выглядит именно так. Но я надеюсь, как и все, что эту пагубу мы переживем.

— Ковид закончится, наступит мирное время, доноров все равно будет мало. Как увеличить число согласий обычных людей на то, чтобы они после смерти становились донорами?

— Один из путей — работа журналистов. Сейчас самое время поговорить об альтруизме, об общечеловеческом зачете. Но это вопрос государственного масштаба, на самом деле. Увеличить число доноров — это значит продвинуть идеи посмертного донорства в человеческих умах и сердцах. Если брать Россию, то скорее в сердцах. 

Думаю, общественные выступления развивают какую-то эмоциональную волну, если они хорошо сделаны. Но это недолгосрочный эффект. Вообще я всегда мечтал о том, чтобы подобного рода интервью давали не только умудренные опытом врачи — хотя это тоже нужно, — а пациенты, которые страдают. Такого механизма пока тоже нет.

Если завтра люди высадятся на Марс, это будет новость одного часа. Ну высадились и все. Если вы покажете чудо-врача, который выполняет уникальные операции, общество скажет: «Молодец». Аплодисменты. А на себя человек примеряет ситуацию, которая может его испугать. В этом смысле демонстрация пациентов была бы продуктивной, но это требует определенной институализации. 

— Кто должен этим заниматься? 

— Пациентские сообщества, сообщества врачей. Вот «Российское трансплантологическое общество» очень много делает. Интервью нашего главного трансплантолога, академика Сергея Владимировича Готье, директора Национального центра трансплантации и искусственных органов, убежден, вносят существенный вклад — от лидера очень много зависит. На сайте Национального центра очень интересная лента новостей, как раз и показывающая не только жизнь учреждения, но и жизнь пациентов, включая самых маленьких. 

Видится возможным создание благоприятной атмосферы, но на повестке дня сейчас пандемия. Если говорить о каких-то промоушен-акциях, то такое есть на Западе, да. Там существуют специальные горячие линии, рекламные кампании вроде «Стань донором» и прочее. Но, мне кажется, этот подход для России не очень хорош, потому что он копирует западные стандарты поведения. К тому же продвигать маркетинговые идеи в такой деликатной сфере, как жизнь и смерть, — неправильно.

— У нас и здесь особый путь? 

— Убежден, что да. Если так делать у нас, то ничего, кроме отторжения идеи посмертного донорства, у нашего народа это не вызовет. Этот путь нужно искать осторожно. Вот есть популярная точка зрения — жизнь как дар. То есть ты можешь отдать свой орган в виде безвозмездного дарения. Мне кажется, это не очень правильно.

В контексте православной традиции и в контексте других традиционных религий на территории России, наверное, можно больше говорить о жертвенности. Но и слово «жертва» здесь не совсем уместно, потому что людям же ясно, что после смерти жизнь тела прекращается: оно тебе, по сути, не нужно, ты его отдаешь просто так. Людям неприятна сама мысль о смерти.

Как только вы задаете вопрос о посмертном донорстве, то человек улавливает в нем другое – отсыл к его собственной смерти. Поэтому люди просто не хотят об этом думать.

Ну и как говорил протоиерей Александр Шмеман, в светском обществе существует определенный «заговор молчания» вокруг проблемы смерти. Мы все живем так, как будто ее нет, и не обсуждаем ее, пока она не приходит к нам или по факту, или в виде заболевания. О смерти осмысленно говорит только Церковь, поэтому и тут есть ресурсы, чтобы изменить отношение людей к посмертному донорству. Так, еще в 2018 году Святейший Патриарх высказался о положительном отношении Церкви к посмертному донорству и трансплантации. 

«Закон ограничивает способность близких людей помочь друг другу» 

— Новый законопроект о донорстве предполагает, что в России создадут регистр волеизъявлений. То есть человек сможет письменно зафиксировать, хочет ли он быть посмертным донором или нет. А вы говорите, что людям неприятна сама мысль о смерти. Тогда зачем вообще заводить такой регистр?

— Мне кажется чрезвычайно продуктивной мысль, которую собираются закрепить при приведении законопроекта в жизнь: это регистр отказов. Я не уверен, что надо делать регистр положительных решений, то есть для тех, кто хочет быть донором. Но если эта проблема человека сильно тревожит — вот не хочет он отдавать свои органы после смерти и все, — он тогда сможет зарегистрировать свое волеизъявление в соответствующем регистре и будет жить спокойно.

Но доля таких отказов, на мой взгляд, будет не высока. В Белоруссии, по-моему, есть такой регистр, там, кажется, всего около 14% людей, которые категорически не согласны на посмертное донорство. Оставшихся вполне хватило бы обеспечить нуждающихся.

А пока мы живем и действуем по закону «О трансплантации» 1992 года — очень хорошему, кстати. Единственное, там как раз нет смычки между буквой закона и современными цифровыми возможностями.

— Но там же есть положение о том, что прижизненная трансплантация возможна только между генетическими родственниками. И в новом законопроекте его тоже сохранили. Что вы о нем думаете? Хотели бы изменить?

— Слишком небольшую должность занимаю, чтобы что-то менять. Но большинство специалистов считают, что так называемый ресурс посмертного донорства у нас разработан недостаточно. Я думаю, что этим положением мы ограничиваем способность близких людей помочь друг другу. 

Допустим, у нас действительно жена не может отдать почку мужу и наоборот. Это было заложено в 92-м году, когда рушилось советское государство и все боялись перегибов — коммерческого донорства, принуждения к донорству и так далее.

На мой взгляд, при вот этих пресловутых современных цифровых следах жизни человека всегда можно установить, являются мужчина и женщина подлинными мужем и женой или имитируют брак ради коммерческой выгоды. А уж если мы говорим про пересадку почки, то здесь можно всегда проверить благонадежность намерений, потому что благодаря диализу есть время. Заниматься такой проверкой должны, конечно, суды, а не врачи.

Я считаю, что прижизненное неродственное донорство — это выход. Но жена, например, хочет отдать почку мужу, а почка ему не подходит. Допустим, находится другая семейная пара, и тогда можно устраивать перекрестную трансплантацию и даже кластерную. На Тайване, в США таких операций бывает по 10–12 в один день.

Это подлинный общечеловеческий зачет и альтруизм, это красиво.

Если бы у нас такая норма была принята, мне кажется, она принесла бы значительное облегчение не только от физических страданий. Но там разные могут быть аспекты… Жена почку отдала, а потом раз — и развелись.

— В одном докладе вы сказали, что наука сегодня порой игнорирует «несводимость человека к природе» и это приводит к медицинским практикам, которые размывают понятие «человек». Что это значит?

— Я имел в виду парадоксальные методы посмертного получения органов. В частности, получение донорских органов после эвтаназии. Да, есть и такая практика, она довольно людоедская. Ее приняли в Нидерландах, в Швейцарии, Бельгии. Счет идет на тысячи людей. Это меня очень настораживает. Поводом к уходу из жизни становятся не только непереносимые заболевания онкологической или неврологической природы, но и простая неудовлетворенность жизнью или преклонный возраст. 

Здесь появляется возможность манипуляции сознанием людей, пациентов, ищущих возможности прекращения жизни, возможна игра понятиями «добро», «благо», «смерть» или «жизнь». Возможно размытие роли врача — при его участии в так называемом «медицински-ассистированном прекращении жизни». Слава Богу, такой практики в нашей стране нет.

«Несводимость человека» к природе, скорее всего, говорит о том, что современному врачу необходимо оперировать не только физическими понятиями — константами какими-то, анализами и прочее, — а понимать, что в человеке есть нечто божественное и что он не просто биологическая машина.

— У врача должно быть «православное сердце», тоже ваше выражение. А если врач неверующий?

— Слава Богу, что у нас свобода вероисповедания вряд ли связана с врачебным долгом. Не думаю, что человек, который верит, при определенных равных данных лучше лечит или поступает по отношению к своему пациенту. Наша профессия накладывает определенные самообязательства, потому что медицинская профессия — это служение.

Хорошо, если человек верующий при этом. Но вера — это же наделение смыслом собственной жизни и жизни твоих близких, окружающих. А религиозное измерение медицинской работы… Я пока только одного такого человека знаю — святой Лука (Войно-Ясенецкий).

— Смотрю, у вас даже Псалтирь лежит на рабочем столе.

— Ну это я не успел подготовиться к вашему приходу и убрать, чтобы не было элемента демонстрации, ведь вера — это очень личный момент.

— Расскажите, как вы пришли к вере?

— Слишком прямой вопрос… По сути, трансплантация органов — вся — о жизни и о смерти. Те врачи и медсестры, кто занимается трансплантацией, постоянно участвуют в чуде, осуществляя перенос жизни. Мне нужны были твердые основания для моих медицинских убеждений, основа для суждений, возникающих при переносе жизни из одного организма в другой. Мне нужны были смыслы для осознания тех трудностей, которые возникают в этой довольно драматичной области медицинского знания. Все это, или почти все я нашел в православной вере.

***

Олег Резник — руководитель отдела трансплантологии и трансплантационной нефрологии клиники «Первого Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова», руководитель Центра органного и тканевого донорства Санкт-Петербургского НИИ скорой помощи им. И.И. Джанелидзе, председатель Ассоциации координаторов трансплантологов.

Читайте также:

Смотрите наши видео:

 

Информация предоставляется в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обращайтесь к врачу.