анонимно
Здравствуйте! Моей дочке 11 лет. Устала бороться с неуспеваемостью дочери в школе. Проблем вижу несколько, но как справиться не знаю.
В целом девочка активная, не глупая, куча друзей-товарищей. Учиться не любит, практически каждый день подготовка домашнего задания превращается в мучения и для меня и для нее. В целом она постоянно рассчитывает на мою помощь, только открыв учебник бежит ко мне, со словами я не знаю. Пыталась отказываться в помощи, ныла часов до 10 вечера, но сама так и не сделала, в итоге работали ночью. Практиковала тему: нам ничего не задавали, естественно нахватала 2, стала проверять у учителя, эти фокусы прекратились. Больше всего беспокоит, что у нее как "лампочку в голове выключают", вот работает, отвечает и довольно сложные задания, как семечки, и вдруг раз и все ступор на ровном месте. Все контрольные работы на 3 и 2, ошибки настолько глупые, что слов нет, и это при том что за работу на уроке приносит 5.
Учитель говорит, уровень интеллекта отличный, нет усидчивости, рассеянная, нет мотивации к учебе.
Мы пытались стимулировать желание учится тем, что обещали подарки за хорошую учебу. Убеждаю каждый день, что хорошая учеба это начало пути к хорошему образованию, получения хорошей профессии, что она сейчас строит свое будущее....Все без толку.
Я и сама вижу, ей совершенно все равно, что она учится хуже всех в классе, напрочь отсутствуют амбиции и желание быть в первых рядах. Как помочь дочери? В чем моя ошибка?
Отвечает Поддъякова Ольга Сергеевна
психолог, психотерапевт
Здравствуйте. Я внимательно прочитала Ваше письмо, и у меня возникло несколько предположений о трудностях девочки. Это только предположения, которые необходимо проверять в ходе обследования девочки у нейропсихолога. Нейропсихолог – это психолог, который специализируется на диагностике и коррекции тех психических функций, которые помогают ребенку учиться: внимание, память, мышление и т.д. Итак, Вы пишите: «вот работает, отвечает и довольно сложные задания, как семечки, и вдруг раз и все ступор на ровном месте». Здесь могут присутствовать колебания результативности ребенка, которые могут быть вызваны недостаточной в некоторых аспектах работой коры головного мозга и/или подкорковых образований. Далее Вы пишите: «она постоянно рассчитывает на мою помощь, только открыв учебник бежит ко мне, со словами я не знаю». Такое часто встречается, когда ребенку трудно дается навык программирования своей деятельности. То есть ему трудно разбить сложную программу деятельности (например, по подготовке домашнего задания) на более легкие и понятные подпрограммы (например, подготовить рабочее место, открыть учебник, сначала внимательно прочесть задание, прочесть еще раз, если что-то осталось непонятным, выделить непонятные слова, если они есть, и так далее). Обследование у нейропсихолога необходимо для того, чтобы понять, являются ли трудности ребенка объективными, независящими от мотивации, связанными с недостаточной зрелостью отдельных отделов головного мозга, или нет. Далее Вы пишите: «все контрольные работы на 3 и 2, ошибки настолько глупые, что слов нет, и это при том, что за работу на уроке приносит 5». Здесь надо разбираться подробнее: что происходит с девочкой на контрольных? Она сильно тревожится за результат? Начинает нервничать, что не справится? Есть какой-то прессинг по поводу результатов контрольной со стороны учителя или со стороны членов семьи? Или другая гипотеза: например, если действительно навык программирования и контроля ей трудно доступен, то на контрольной, где надо выполнить несколько заданий подряд без организующей помощи учителя, ей действительно сложнее, чем на обычном уроке, где даются отдельные задачи, и не надо самой разбивать программу по решению нескольких задач на подпрограммы. Все эти размышления остаются только гипотезами, для того, чтобы составить верную картину причин трудностей девочки, необходимо очное обследование ребенка у нейропсихолога.
Ответ опубликован 21 октября 2013