анонимно
Мне 35 лет, родов, беременностей не было. 8 месяцев назад операция консервативная миомэктомия, 3 курса диферелина.Месячные через 90 дней после последней иеьекции. В августе после 1,5 курсов жанина апоплексия кисты левого яичника. В настоящее время прошло 2 полноценных цикла месячных, 29 дней и 26 дней. Попытка беременности без результата. На УЗИ левый яичник анфоликуллярный, правый с единичным фолликулом. Каква вероятность самостоятельно забеременеть? Здоровье мужчины удовлетворительное.
Отвечает Коноваленко Наталия Владимировна
гинеколог
Здравствуйте!
Вам обязательно необходимо оценить Ваш овариальный резерв.
Обобщая известные в литературе сведения, можно выделить предлагаемые методы оценки овариального резерва:
1. Клинические данные: возраст, перенесённые оперативные вмешательства на яичниках, характер и длительность менструального цикла, наличие гинекологических заболеваний (воспалительных, эндометриоза, кист яичников и др.), соматических заболеваний (болезней щитовидной железы, сахарный диабет и др.), повреждающих факторов внешней среды (лучевая и химиотерапия, курение и др.).
2. Гормональные тесты:
- Базальный уровень ФСГ.
- Соотношение ФСГ/ЛГ.
- Базальный уровень Е2.
- Базальный уровень ингибина В.
- Уровень антимюллерова гормона (АМГ).
3. Гормональные тесты с нагрузкой:
- Тест с кломифена цитратом.
- Тест с нагрузкой экзогенным ФСГ.
- Тест с нагрузкой аГн-РГ.
4. Ультразвуковые тесты:
- Измерение объёма яичников.
- Определение числа антральных фолликулов.
- Допплерометрическое исследование кровотока в яичниках.
5. Подсчёт числа фолликулов в биоптатах яичника.
Факторы, на которые ориентируется специалист при прогнозировании ответа на стимуляцию функции яичников, следующие:
1. Возраст женщины является бесспорным аргументом в оценке функционального состояния репродуктивной системы, и, хотя в пределах возраста, особенно старшего репродуктивного, имеют место индивидуальные особенности, обусловленные генетикой человека, общебиологические закономерности неизбежны. С возрастом в яичнике женщины уменьшается число фолликулов и изменяется качество ооцитов. Процесс «старения яичников» начинается уже с 27 лет, а после 37 резко убыстряется элиминация фолликулов, а ко времени наступления менопаузы (45-50 лет) фолликулы уже не определяются. Тем не менее, возраст потери способности к зачатию и возраст наступления менопаузы (т.е. утраты яичниками гормональной функции), как правило, не совпадают. Сегодня известно, что в возрасте от 40 до 45 лет женщина теряет способность к зачатию, хотя у неё ещё в пределах 10 лет может сохраняться менструальная функция и гормональная активность яичников. Наличие у человека специального защитного механизма, препятствующего рождению детей в середине пятой декады жизни, позволило D.Keefe (1998) высказать предположение о своеобразном «альтруизме репродуктивной системы», позволяющем ещё молодым и здоровым людям позаботиться о воспитании рождённых детей.
2. Анамнестические данные: наиболее значимыми являются указания на перенесённые операции, сопровождавшиеся вмешательствами на яичниках. Показано, что если проведена резекция или даже удаление одного яичника у молодой женщины, то ею овариальный резерв оказывается более благоприятным по сравнению со случаями вмешательств на обоих яичниках (их резекция, удаление одного яичника и резекция второго, повторные операции на яичниках). Негативные влияния проведённой химио- и лучевой терапии, влияние других факторов обсуждаются.
3. Длительность менструального цикла. Неблагоприятным признаком является укорочение цикла по сравнению с ранее имевшейся длительностью. Как правило, это наблюдается у женщин старшего возраста, когда менструальный цикл укорачивается до 21-23 дней по сравнению с 28-30-дневным. Иногда этот признак можно наблюдать и у молодых женщин, перенёсших операции на яичниках.
4. Уровень ФСГ на 2-3-й день менструального цикла является достаточно точным признаком, оценивающим овариальный резерв. Уровень ФСГ в пределах 10-12 МЕ/л свидетельствует о сниженном овариальном резерве, а повышение его более 15 МЕ/л, как правило, - о невозможности получения адекватного фолликулогенеза и полноценной яйцеклетки.
5. Объем яичника (на 2-3-й день цикла) меньше 5см з указывает на сниженный овариальный резерв, а при объёме 2 см з, как правило, невозможно получить полноценный ооцит. Исключение может составить определённая группа больных, страдающих гипогонадотропным гонадизмом.
6. Число антральных фолликулов (на 2-3-й день цикла)- меньше 5 в каждом яичнике указывает на сниженный овариальный резерв; если же в яичнике визуализируется один фолликул или их вообще не видно, то, скорее всего, такой яичник не ответит на экзогенную стимуляцию. Исключением также может быть гипогонадотропный гонадизм.
Естественно, что однократное определение одного из вышеперечисленных параметров может дать ложный результат, но совокупность всех показателей, как правило, точно характеризует состояние овариального резерва, тем более что все характеристики взаимозависимы.
Интерес последних лет к новым маркерам овариального резерва, таким как ингибин В и антимюллеров гормон, скорее всего, имеют не столько практическое. Сколько исследовательское значение, так как способствует более тонкому пониманию механизмов регуляции фолликулогенеза, селекции доминантного фолликула и овуляции.
Ингибин В является пептидом с молекулярной массой 32 000 кД. У женщин гормон синтезируется в гранулёзных клетках растущих антральных фолликулов, у мужчин – в семенных канальцах яичек (клетках Сертоли). Ингибин В подавляет секрецию ФСГ. При нормальном овуляторном цикле в раннюю фолликулярную фазу определяют высокие концентрации ингибина В и низкие ФСГ. Между этими гормонами существует чёткая обратная зависимость – низкий уровень ингибина В→высокий уровень ФСГ и наоборот. Следовательно, определяя уровень ФСГ, можно судить о концентрации ингибина В. Разумеется, роль ингибинов не столь прямолинейна и однозначна. Рассматривается значение этих факторов в селекции доминантного фолликула, качестве ооцита и в ряде других процессов фолликуло- и оогенеза. По данным D.Seifer и соавт. (1997), он является хорошим показателем овариального резерва и может быть более точным, чем уровень ФСГ.
Проведённые исследования выявили корреляцию между параметрами, оценивающими овариальный резерв: возраст, резекция яичников в анамнезе, уровень ФСГ и ингибина В, объем яичников и число антральных фолликулов. Совокупность этих параметров позволила чётко прогнозировать ответную реакцию яичников на гонадотропную стимуляцию (Назаренко Т.А. и др., 2005).
Большой интерес в оценке овариального резерва и репродуктивного потенциала женщин представляет антимюллеров гормон (АМГ).
АМГ является представителем семейства трансформирующих факторов роста - β и играет важную роль в эмбриогенезе мужской особи млекопитающих. Он продуцируется клетками Сертоли и вызывает регрессию органов мюллерова протока (маточных труб, матки и верхней части влагалища). У женщин АМГ вырабатывается в преантральных и малых антральных фолликулах (менее 4 мм). В фолликулах большего размера продукция гормона резко снижается и почти не определяется при достижении фолликулом размера 8 мм и более. Если Ингибин В и эстрадиол являются ФСГ-зависимыми по принципу отрицательной обратной связи, то продукция АМГ не зависит от уровня ФСГ и не меняется в течение менструального цикла. В силу этих причин АМГ может быть маркером, отражающим величину пула примордиальных фолликулов, т.е. репродуктивный потенциал пациентки.
В своей работе А. de Vet и соавт. (2002) с трёхлетним интервалом исследовали параметры овариального резерва у молодых женщин. Авторами было зафиксировано снижение уровней АМГ, тогда как концентрации ФСГ и ингибина В не менялись за этот промежуток времени. Была отмечена сильная корреляция уровней АМГ и числа антральных фолликулов, более выраженная, чем между уровнями ФСГ, Е2 и ингибина В. Изменение уровня АМГ происходило гораздо раньше в процессе старения яичника, чем изменения других параметров. ФСГ не повышается до тех пор, пока менструальный цикл не становится нерегулярным, тогда как АМГ значительно изменён уже тогда, когда цикл ещё не нарушен, что лучше выявляет женщин со сниженной фертильностью.
В исследованиях I.A. van Rooij и соавт. (2004, 2005) показано, что уровень АМГ в плазме точно предсказывал наступление менопаузы в течение ближайших 4 лет, т.е. уровень АМГ может быть маркером овариального возраста, который не всегда совпадает с хронологическим. Ценным может быть определение АМГ у молодых женщин, болевших раком и получавших химио-лучевую терапию.
Т.А. Назаренко и соавт. (2005) исследовали уровни АМГ у женщин различных возрастных групп, а также при СПКЯ и гипогонадотропном гипогонадизме. Уровень гормона определяли как:
- низкий – 0,01-0,9 нг/мл;
- средний – 1,0-2,5 нг/мл;
- высокий - > 2,5 нг/мл.
У нормально овулирующих молодых женщин уровни АМГ оказались средними и высокими в 87% случаев, у 13% определялись низкие уровни АМГ. Все другие параметры овариального резерва – ФСГ, ингибин В, объем яичников и число антральных фолликулов в них – соответствовали молодому возрасту. У 25% женщин в возрасте 35-40 лет зарегистрирован низкий уровень АМГ, тогда как уровень ФСГ и ингибина В оставался в пределах базального уровня. В группе женщин 41-44 лет низкие уровни АМГ отмечены у 38%, а высокий ФСГ лишь у 13%. После 45 лет у всех женщин уровень АМГ оказался низким, а ФСГ оставался в пределах базального уровня у 28%.
Особое значение характеристики овариального резерва приобретают у женщин старшего репродуктивного возраста, когда решается вопрос о том, можно ли получить у пациентки собственную яйцеклетку или необходимо прибегнуть к донорству. Считают, что возраст старше 40 лет, размер яичников меньше 2-3 см з, число антральных фолликулов меньше 5 в каждом яичнике, уровень ФСГ выше 15 МЕ/л свидететльствуют о резком снижении овариального резерва и неблагоприятном прогнозе получения собственных ооцитов.
Критическое истощение овариального резерва может произойти и ранее, если пациентка подвергалась оперативным вмешательствам на яичниках (клиновидная резекция, декортикация и др.), а также лучевому воздействию и химиотерапии или вследствие других причин.
Поэтому поскорее запишитесь на прием к акушеру-гинекологу, которому Вы доверяете, пройдите обследование. Вместе с доктором можно будет наметить план необходимых действий.
Всего Вам доброго!
Ответ опубликован 10 октября 2013