анонимно
Добрый день, моей дочке 9 лет. Прекрасная память, отличные способности, много читает, пишет замечательные сочинения и... болтает! Без умолку. Когда ест, когда что-то делает, даже когда спит. Отвлекать "интересным" занятием бесполезно, поскольку она болтает даже во время интересных занятий. Если у нее нет собеседника, то просто комментирует свои действия, проговаривает: "Вот я беру пижаму, аккуратно ее складываю и кладу в комодик и т.д. " Если я свободна, а ей не о чем говорить, может часами пересказывать книжку... Уговоры и аргументы не помогают, она все понимает, но сознательно контролировать не может. Боюсь оттолкнуть ребенка вечными замечаниями "Помолчи", но подозреваю, что если это не остановить, в дальнейшем у дочки могут начаться проблемы. Есть ли способы остановить этот поток вербальной информации?
Отвечает Поддъякова Ольга Сергеевна
психолог, психотерапевт
Здравствуйте. Понимаю Вашу усталость от постоянных разговоров дочери. Прежде, чем ответить на Ваш вопрос: «Есть ли способы остановить этот поток вербальной информации?», давайте кое-что проясним. Во-первых, как девочка ведет себя в школе, на уроках? Она тоже разговаривает во время урока или способна контролировать себя в школе? Во-вторых, она всегда была такой разговорчивой, или это появилось на фоне каких-то событий? В-третьих, как складываются отношения девочки со сверстниками? Есть ли у нее подруги? Опишите, пожалуйста, поподробнее, какой характер у девочки. Она скорее веселая, подвижная или скорее пугливо-настороженная? Много ли у нее страхов, неуверенности в себе или этого Вы не наблюдаете? Наблюдалась ли девочка у невролога на первом году жизни и позже? Получала ли какое-либо лечение от невролога? Были ли травмы или ушибы головы? Прежде, чем рекомендовать что-то, надо собрать необходимую информацию. Вы пишете: «подозреваю, что если это не остановить, в дальнейшем у дочки могут начаться проблемы». Каких проблем в будущем Вы опасаетесь?
анонимно
Большое спасибо за ответ! Постараюсь уточнить:
1. На уроках активна, очень любит отвечать у доски, при этом способна развить тему, "углубить и дополнить". Если уверена в своей правоте, может спорить с преподавателем и отстаивать свою точку зрения. Обижается, когда ее долго не вызывают. Пытается себя контролировать, но не всегда успешно. При контактной соседке по парте может болтать и на уроке, особенно, если ей не нравится учитель. Нам повезло с учительницей в четвертом классе, она если видела, что дочке "не терпится", просто вызывала ее к доске и давала выговориться.
2. Говорить дочура начала рано, очень быстро "выговорилась" в связную, "взрослую" речь. Сейчас у нее не просто взрослая, а очень богатая речь, и даже узнаваемый литературный (и речевой) почерк. Очень разговорчивой и контактной была всегда, но если в трехлетнем ребенке это всех восхищало и умиляло, то в 9 на нее уже люди начинают коситься в транспорте, в магазине и т.д.
3. Дочка очень контактная, коммуникабельная и неконфликтная. Очень легко входит в любой коллектив. Переходили в новую школу, была поражена даже учительница - в первый же день к большой перемене она уже была практически неотличима от класса. Всех случайный знакомых считает своими подружками, радостно бежит "Мама, у меня новая подружка!", хотя на вопрос "Как ее зовут?" запросто может ответить "Я забыла спросить, но она очень хорошая девочка!" При этом также легко и просто забывает своих подружек, т.е. глубокой привязанности не испытывает. Привязана к двум девочкам из первого класса, дружит с ним до сих пор, в одной паре - моя ярко выраженный лидер, в другой - абсолютно пассивный ведомый. Между собой ее подружки не мирятся, поэтому дружит по очереди. Неконфликтна, хотя в новом классе внезапно подралась (точнее, побила) девочку, неформального лидера класса, на голову выше нее. Когда я спросила, зачем она это сделала, ответила совершенно четко: "Мне надоело, что она вечно бьет тех, кто слабее, а потом нагло врет учительнице, что она не виновата. И я захотела, чтобы она почувствовала, что испытывают дети, которых она бьет".
4. Веселая, подвижная, хотя за инетерсной книжкой может пролежать целый день. А потом еще день стоять на голове, оправдываясь, что из нее вчерашняя энергия выходит. Очень эмоциональная, импульсивная, и очень отходчивая. Быстро забывает обиды и в состоянии через 5 минут пожалеть обидчика и найти ему десяток оправданий. При этом в дискомфортной обстановке начинает болеть - не симулировать, а именно болеть.
5. Страхи в прошлом году: вначале она боялась вырасти, а теперь вдруг стала бояться темноты. У них в моде сейчас страшилки "про красную руку и гроб на колесиках"... так она днем над ними смеется, а ночью - боится. Уверенность в себе граничит самоуверенностью.
6. На первом году жизни у невролога не наблюдалась. В возрасте четырех лет очень неудачно упала с табуретки. Гематома мягких тканей затылочной части головы, было легкое сотрясение мозга. Наблюдались у невролога. Осложнений не было, на прощанье невролог рекомендовал отдать ее в какую-нибудь спортивную секцию, иначе этот ребенок "с шилом в попе" еще что-ниудь разобьет....
7. Я опасаюсь, что дочи возникнут проблемы социального плана. Во-первых, не все учителя готовы ее воспринимать. И если наша учительница говорила, что она получает удовольствие от того, насколько аргументированно доча отстаивает свою точку зрения, то у нас в практике уже был пример возмущений и негатива преподавателя по поводу того, что она не смогла вовремя замочать (хотя в той ситауции ребенок был прав). Сейчас у них средняя школа (доча пошла в школу с пяти лет, уже в 5-м классе), учителей больше, и это меня волнует. Во-вторых, я однажды слышала, как ее одноклассница говорила своей маме: "А это Настя, она - болтушка..." Не думаю, что это самый лучший имидж для девочки. В-третьих, боюсь, что если она так активно будет делиться информацией с окружающими, близких подруг у нее не будет... Вы совершенно правы, я действительно к вечеру устаю настолько, что временами перестаю понимать смысл ее фраз... но я ее люблю, а сможет ли кто-то другой выдержать такой же поток информации? не будет ли она одинока в своей жажде "обмена мнениями"? вот это беспокоит намного больше, чем моя усталость...
Буду крайне признательна, если сможете мне помочь разобраться с этой ситуацией...
Понимаете, она действительно очень хорошая и добрая девочка... я хочу научить ее контролироватьсвою речь для того, чтобы у нее не возникли проблемы с друзьями, учителями, а в дальнейшем - с сотрудниками, мужем и т.д. Сейчас я пытаюсь научить ее хотя бы иногда промолчать... она понимает мои аргументы, даже старается, но хватает ненадолго... потом со слезами на глазах говорит, что "опять забыла"...
Поддъякова Ольга Сергеевна
Вы пишите: «я хочу научить ее контролировать свою речь для того, чтобы у нее не возникли проблемы с друзьями, учителями…». Вы отмечаете, что она «пытается себя контролировать, но не всегда успешно». Дело в том, что возможности к самоконтролю у 9-ти летнего ребенка еще очень небольшие. В среднем, самоконтроль своего поведения в разных его аспектах развивается у детей в пределах от 7 и до 15 – 16 лет. «Самоконтроль» - это вообще понятие довольно широкое, но в любом случае, у 9-ти летнего ребенка возможности самоконтроля еще очень несовершенны. А в будущем при доброжелательном отношении взрослых она сможет значительно лучше контролировать свой речевой поток. И Ваши фантазии о ее возможных проблемах с будущим мужем и сотрудниками по работе немного преждевременны. Это во-первых. Во-вторых, если учитель не готов воспринимать индивидуальные особенности ребенка, то это скорее проблема учителя, а не ребенка. Я понимаю, что, не смотря на то, что школьный учитель – это не всегда идеал психологической компетентности, с ним все-таки приходится иметь дело и ребенку, и родителю. Но было бы лучше, если бы к эмоциональному прессингу учителя, «недовольного» тем, что ребенок не может «вовремя замолчать», не добавлялся бы прессинг родителей, стремящихся изменить ребенка ему в угоду. В-третьих, Вы пишете: «я пытаюсь научить ее хотя бы иногда промолчать... она понимает мои аргументы, даже старается, но хватает ненадолго... потом со слезами на глазах говорит, что "опять забыла"...». Скорее всего, в эти моменты она очень огорчена своей неуспешностью в том, о чем ее просит мама. Она может переживать это, как свою вину или как свой дефект, и эти переживания вины или дефекта, с которым она пока в силу возраста не в состоянии справиться, могут оказать негативное влияние на ее личностное развитие, могут привести к невротизации ребенка. Мне очень понятна Ваша тревога за будущее Вашей дочери. И по моему мнению, Вы – очень хорошая, внимательная и заботливая мама. А значит, Вы сможете показывать ей, что с ней все в порядке. С Вашей дочерью все в порядке, она станет старше и научится контролировать свою речь. Ваша поддержка ей необходима, но не в вопросах изменения ее поведения, а в вопросах утверждения в том, что с ней все хорошо. Это послание от родителей: «с тобой все в порядке» означает для ребенка уверенность в себе и своей «хорошести», уверенность в своей ценности - а это, пожалуй, самый важный вклад родителя в личностное развитие ребенка. И последнее, (но не последнее по значимости) – это забота о Вас. Если Вы чувствуете, что разговор с девочкой становится для Вас очень утомительным, постарайтесь найти какую-нибудь игру, которая отвлечет ее. Например, игру в прятки, когда надо тихо-тихо сидеть, или игру в школу, когда девочка будет разговаривать с куклами, проводить с ними «уроки» и т.д. Можно предложить девочке сочинять сказку, которую она будет самостоятельно записывать, то есть использовать различные игровые приемы, чтобы направлять речевую активность ребенка (в устной или письменной форме) в приемлемое для Вас русло. Если Ваше беспокойство по поводу этой ситуации не будет снижаться, я рекомендую Вам с девочкой обратиться на очную консультацию к психологу.
Ответ опубликован 31 августа 2013