Консультации / Психология и психиатрия

Черты РАС у ребёнка

Здравствуйте! Меня беспокоят некоторые особенности развития моего ребёнка 6,5 лет. Внешне он вполне обычный. Но есть нюансы, очевидные, в основном, при близком общении в семье. С рождения очень мамский, не слезал с рук. Сейчас тоже очень ко мне привязан. Смог пойти в детский сад только год назад, до этого не мог остаться без родителей. Вот уже год ходит на полдня, больше не может. Очень сложно даётся привыкание ко всему новому. Не хочет ничего пробовать. Очень редко удаётся его завлечь. Не любит музыку, громкие звуки. Избегает скопления людей. Сложно заводит новые отношения. Тревожный, многого боится. Ещё, мне кажется, не понимает чувства других людей. Думает, что другие чувствуют то же самое, что и он. Очень избирателен в еде. В учёбе хочет быть первым, а если что-то не получается, сразу хочет бросить. Не может смириться с неуспешностью. Не умеет идти на компромисс. Не понимает причины эмоций других людей. Например, что мама злится из-за его плохого поведения. Для него просто мама внезапно стала злой. В знакомом коллективе, в привычной обстановке нормально общается. Есть друзья. Ходит на кружки, к которым уже привык. Интеллектуально хорошо развит. Посоветуйте, пожалуйста, как помочь ребенку преодолеть проблемы.
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, умеет ли сын обманывать, хитрить? Понимает ли он образные выражения, такие как "делать из мухи слона", "вешать лапшу на уши" и прочие, если они произнесены в контексте? Если вы смотрите с ним мультфильмы, Ералаш - он может объяснить поступки героев, их эмоции? Например, в мультфильме Барбоскины 49 Серия, "Опыт общения" - он может выделить основную мысль, определить намерения героев? Например, он понимает, что Гена обиделся, и на что обиделся (в начале мультфильма)? Насколько хорошо у него развита речь? Он может составить связный рассказ о каком-то событии? Рассказывает ли он вам о том, что его что-то расстроило/повеселило и о других ситуациях с упоминанием эмоций? Когда он рассказывает о каком-либо событии, он выделяет только факты, или может рассказать о том, что кто-то злился/обиделся и прочее, то есть упоминает ли он о чувствах и эмоциях в своих рассказах? Есть ли у него какие-то особые, узкие, стереотипные интересы? Чем он увлекается? Может ли поддерживать диалог с другими людьми? Бывает ли инициатором разговора? Если да, то какие темы поднимает сам? Может ли вести разговоры "ни о чем" с ребятами, шутить, дурачиться с ними? Есть ли у него трудности с поддержанием зрительного контакта? Бывает ли, что он попадает в неловкие ситуации из-за того, что не к месту что-то скажет или сделает? Можно ли сказать, что он моторно неловкий?
Анна Викторовна, большое спасибо за развернутый ответ! Не нашла, как ответить, поэтому пришлось создать еще один вопрос. Скажите, пожалуйста, умеет ли сын обманывать, хитрить? Умеет. Ну т.е. по нему видно, что он обманывает, он начинает смеяться, неестественно себя вести. Но обманывать пробует. Понимает ли он образные выражения, такие как "делать из мухи слона", "вешать лапшу на уши" и прочие, если они произнесены в контексте? Часто задает вопросы про такие выражения. Ему важно уточнить, это в прямом смысле или в переносном. Каждое такое выражение запоминает отдельно, если в первый раз встречает новое, то возникает сомнение и начинает уточнять. Еще он не любит волшебные сказки и явно предпочитает истории про реальных людей в реальных обстоятельствах. Если вы смотрите с ним мультфильмы, Ералаш - он может объяснить поступки героев, их эмоции? Например, в мультфильме Барбоскины 49 Серия, "Опыт общения" - он может выделить основную мысль, определить намерения героев? Например, он понимает, что Гена обиделся, и на что обиделся (в начале мультфильма)? Не смогла уговорить его посмотреть серию «Барбоскиных». Говорит, что это для малышей, а он большой. Посмотрела сама. Не уверена, что он поймет, на что Гена обиделся. Сам он себя в этом мультфильме ассоциирует с Дружком. Вел бы себя примерно так же (не обращал внимания, говорил о своем, не понял, что произошло). Насколько хорошо у него развита речь? Он может составить связный рассказ о каком-то событии? Речь развита хорошо. Рассказ составить может, но не любит (бывают такие задания на занятиях с логопедом, он их не любит). В беглой речи часто употребляет неправильные формы слов, но если переспросить, понимает, что сказал неправильно. Например «я леплял» вместо «я лепил». Рассказывает ли он вам о том, что его что-то расстроило/повеселило и о других ситуациях с упоминанием эмоций? Когда он рассказывает о каком-либо событии, он выделяет только факты, или может рассказать о том, что кто-то злился/обиделся и прочее, то есть упоминает ли он о чувствах и эмоциях в своих рассказах? Да, он много и хорошо рассказывает о своих эмоциях. Хорошо разбирается в себе. А в других – нет. Он как будто считает, что другие люди или чувствуют то же, что и он, или то, что ему хочется, чтобы они чувствовали. Не может поставить себя на место другого человека. Есть ли у него какие-то особые, узкие, стереотипные интересы? Чем он увлекается? В последнее время онлайн-играми. Переносит интерес на все сферы жизни. Лепит, рисует этих героев. Делает костюмы, играет в них и т.д. Вообще явно любит лепить и раскрашивать. Может ли поддерживать диалог с другими людьми? Бывает ли инициатором разговора? Если да, то какие темы поднимает сам? Может ли вести разговоры "ни о чем" с ребятами, шутить, дурачиться с ними? Может. Бывает. Поднимает темы, которые интересны ему. И думает, что другим тоже должно быть интересно. Если им неинтересно, то эти люди плохие. Дурачится обычно без слов (догонялки и т.д.). Есть ли у него трудности с поддержанием зрительного контакта? Нет Бывает ли, что он попадает в неловкие ситуации из-за того, что не к месту что-то скажет или сделает? Вроде нет. Можно ли сказать, что он моторно неловкий? Нет
Консультация психотерапевта на тему «Черты РАС у ребёнка» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 25 августа
О консультанте
Сайт
Подробности

Клинический психолог, детский нейропсихолог. Специалист по прикладному анализу поведения (АВА-терапия) для детей с нарушениями в развитии.

Телефон для записи: 8-925-369-91-77.

Задать вопрос