Консультации / Психология и психиатрия

Развитие ребёнка Есть ли отклонения от нормы

Добрый день. Прошу проконсультировать по развитию дочки 1,7г. Волнует, по большей части, отсутствие УЖ и слабый зрительный контакт. При родах получила пневмонию из-за того, что наглоталась зелёных вод с меконием, 2 месяца реанимации/патология. Далее развивалась нормально: села и поползла в 7мес, пошла в 11,5. Девочка ооочень активная, на одном месте не сидит, одним делом долго не занята, прям как юла. Любят бегать, прыгать и руками даже иногда размахивать в движении. Очень улыбчивая и веселая девочка. Из игр: любит рисовать, прыгать и качаться везде и на всем. У зеркал: крутится, корчит рожицы, целуется. Любит играть со своей тенью, играет в магнитную рыбалку, строит кубики/пирамидки/чашечки (пирамидку пока не по порядку, а у сортера только 2 фигурки правильно). Катает машинку, а в ней животных и кукол, а так же в коляске игрушечной. У машинок и колясок любим покрутить колесики, но это занимает минуты 2-3 и возможно отвлечь. Так же любили расставлять в ряд кольца от пирамидки и чашечки, но прошло. Любим очень играть в прятки и догонялки. Разговаривает по телефону ходит, причесывается, чистит зубы. Из жестов: показывает пока-пока, но очень редко и иногда 2 руками, мне кажется он ей не нравится. Играем в ладушки, хлопаем в ладоши, просимся на руки, отправляем воздушный поцелуй (иногда и по своему), играем в индейцев (рукой у рта), «нет» кивает, но когда уже прям очень не хочет чего то и намечается истерика и мне кажется это не осознано. Танцевать не любим совсем, только если я спою ей сама один ритм. Ложкой учимся кушать, пока когда как. С чашки пить пока тяжело, горшок ни в какую. Смеётся, когда смотрит некоторые мультики, если я делаю вид, что плачу - убирает мои руки от лица и может тоже заплакать. Мультики раньше шли постоянно с месяцев 9. Могла прям залипать на них, могли просто фоном идти. Сейчас я их убрала, потому что узнала, что это очень вредно. Раньше показывала части тела, но сейчас не заставить даже любимый пупок показать, уже месяц-два. Это не откат у неё? Мне приносит книжки, чтоб я читала, куклу (но это пару дней и я пока не поняла зачем), мячик, что б кидала с ней, карточки и кубики с картинками, чтоб называла что там, сама тоже пальцем показывает и ждёт пока я изображу звук или скажу, что это. Из просьб выполняет: выкинь в мусор то, что даю, поцелуй маму, дай предмет(тот, что в руке, а то что в комнате не даёт или дает редко если уж очень долго просить), садись, иди купаться/иди кушать, дай руку маме и нельзя/не надо. Из слов: дай, надо/не надо иногда, няня (это соска), мама и баба иногда и по назначению редко. Изображаем звуки: ко-ко, цып-цып, га га га и прочих животных. На имя отзывается, если не занята чем то или не хочет. И из другой комнаты придёт и развернётся ко мне, если шла куда то, а я зову. В общем 80-90% из 100. Зрительный контакт есть, но слабый. Мимо не смотрит конечно, но не такой он долгий, как у других детей. Если что то говорю ей, посмотрит, а потом дальше своими делами занимается, а может и не смотреть - игнорировать. Иногда внимательно слушает, но редко и опять же не долго. Если это игра, изображение ей животных или песенка, то нормальный контакт. УЖ есть только в близи - в книжках тычет пальцем, но не на то, что я прошу, а сама и ждёт мой комментарий. Если что то увидит интересное, то просто восхищается, на мою реакцию может посмотреть, но редко. Если что то просит дать, то это либо тянется сама, либо тянется и говорит «дай», либо ведёт меня туда за руку/просится на руки и пытается достать сама. Если я ей что то показываю, то смотрит туда, но не если это сзади неё, ну и иногда смотрит сначала на мое восхищённое лицо, а потом на место, но редко так. Извиняюсь за долгий текст, но попыталась уместить все необходимое. Боюсь ни РАС ли это.
Здравствуйте! Нет, это точно не РАС. В связи с тем, что имела место гипоксия (зеленые воды), и далее пневмония со всем сопутствующим лечением, то можно говорить о том, что головной мозг пострадал в самом раннем периоде развития. И по всей видимости пострадали глубинные, подкорковые структуры. Сейчас это проявляется в повышенной двигательной активности девочки, в том, что она быстро переключается с одной деятельности на другую. И слабый зрительный контакт - это всего лишь следствие общего дефицита внимания и повышенной двигательной активности. В своей практике я такое наблюдаю регулярно. То есть слабый зрительный контакт в случае вашей девочки - это не признак нарушения коммуникация в структуре РАС, а признак дефицита внимания и повышенной двигательной активности. Чтобы предотвратить проблемы в будущем, вам нужно как можно больше давать девочке двигаться - прыгать, лазить, бегать, кататься на велосипеде, лазить на шведской стенке и пр. Вам нужно проводить с ней много времени на свежем воздухе, не менее 4-х часов в день. Гулять нужно даже в плохую погоду. Очень рекомендую занятия в бассейне, а после лет 4-х - занятия спортом. Если есть вопросы - пишите!
Спасибо большое! Из вашего ответа все понятно, будем придерживаться рекомендаций! Подскажите, с чем тогда может быть связано отсутсвие УЖ, как просьбы или привлечения внимания (например на самолёт на улице)? Разве это не считается прямой коммуникацией? На днях нам 1,8 уже, а жест так и не появился или бывает крайне редко, что можно и не считать. Так же я читала много ваших ответов на сайте и поняла, что когда дочка у меня что то просит, например включить робота-собачку, она может посмотреть коротко на меня когда ее даёт, но и может просто дать без зрительного контакта и встать и ждать, пока я ее включу. Заранее спасибо за дополнительный ответ!
Прошу прощения, что не прокомментировала отсутствие указательного жеста. По тому, что я прочитала, делаю вывод, что совместное внимание у девочки есть: она когда делает воздушный поцелуй, играет в индейца, смотрит ведь на вашу реакцию? Многие моменты, которые вы описали, формируются через совместное внимание ребёнка и взрослого. И то, что она машет "пока-пока", играет в ладушки, и многое другое - все эти навыки у детей без совместного внимания не развиваются. Плюс она смотрит туда, куда вы ей показываете- это ведь тоже компонент совместного внимания. Смотреть что находится за спиной она будет чуть позже, до определённого возраста дети не способны это понять. Здесь важна не форма (жестом, рукой показывает, или просто смотрит на вас), а сам факт того, важно ли ей чтобы вы видели то, что видит она, или что делает она, или что у неё в руках. Если она отслеживает вашу реакцию хотя бы иногда, это значит, что совместное внимание у неё есть. В то же время вы говорите о том, что она не умеет держать ложку, плохо держит чашку. Можно предположить что у неё есть нарушения тонуса в руках, либо так называемое нарушение кинестетического праксиса. Другими словами, та зона мозга, которая отвечает за ощущения от положения пальцев рук, у нее задержана в формировании. Такие дети часто не умеют брать мелкие предметы пинцетным захватом, карандаши держат в кулачке и пр. И тогда и кружку, и ложку им держать сложно, и они стараются всей рукой показать на предмет, а не указательным пальцем. А вблизи, на картинках, где рукой показать неудобно, используют ук.жест. Возможно это как раз ваш вариант. Главной контакт во время просьб не должен быть 100процентным. Он просто должен быть иногда. И обязательно, если вы ей не даёте то, что она просит. Это легко проверить- она просит вас налить ей сок, вы достаете стакан, берете пакет с соком, открываете и - останавливаетесь. Она будет ждать и в этот момент должна посмотреть на вас. Чтобы понять, по какой причине вы не наливаете сок. Если у вас по-прежнему остались вопросы, можете прислать мне видео с дочкой на почту a-v-n-@mail.ru. Я посмотрю видео, а ответ напишу в данный чат
Да, когда я ей что то показываю она смотрит туда. Когда она играет в ладушки одна (не совместно даже) она смотрит на меня и ждёт, чтоб я ей в ответ тоже дольше хлопала в ладушки следом (такая у нас есть игра). По поводу когда чего то я ей не даю тут тоже 50/50. Я делала тесты, которые у вас читала: 1. держу игрушку и не отдаю, тогда она сначала тянет ее и может начать просто капризничать, а может капризничать начать-посмотреть на меня-и дальше тянуть; 2. с мыльными пузырями если я дую их и потом перестаю - она сначала смотрит на палочку откуда они должны выйти, а потом на меня и снова на палочку или просто на палочку, а потом прыгает (как бы нервничая, что я не дую их). То есть когда как.
Все правильно. Дочка смотрит на палочку, откуда ожидает увидеть мыльные пузыри, и когда их долго нет, мельком смотрит на вас, как бы спрашивая, почему их нет. Или чтобы удостовериться, что вы не отвлеклась. И я проводила когда этот тест на нормотипичных детях, результат был тоже примерно 50/50. А дети с РАС, особенно в таком возрасте, обычно не смотрят на взрослого совсем в подобных ситуациях. Ребёнок с РАС может подойти, чтобы поднести палочку ближе ко рту специалиста. Может смотреть на губы специалиста. Но он крайне редко посмотрит при этом в глаза, ожидая найти во взгляде, в выражении лица ответ, почему взрослый не дует. Конечно этот тест не универсальный, и по нему ставить диагноз нельзя. Но симптомов РАС, повторюсь, у вашей дочки я не вижу. Если очень переживаете, посетите нейропсихолога очно - даже не на тему РАС, а для оценки развития в целом.
Анна Викторовна, спасибо Вам большое за такую подробную и понятную ОС! На самом деле я читала много ваших ответов на этом сайте и хотела получить ОС именно от Вас. Видно, что Вы очень грамотный специалист, все доносите и объясняете очень детально! Ещё раз Вам спасибо!!!
Анна Викторовна, добрый день. Хотела бы обратиться к Вам снова с вопросом. Дочь учится дальше выполнению новых просьб, стала снова по просьбе показывать некоторые части тела и предметы. Правда не всегда, 1 из 5 раз (грубо говоря), иногда просто находит взглядом предмет который я ее прошу показать, но не показывает, а иногда показывает. Стала показывать или подходить и обнимать по просьбе бабу/маму/папу, но правда иногда путает маму с папой. Но УЖ так и не появился, как просьба что то ей дать или указать на интересную вещь. Если бежит собачка - она смотрит, но не показывает. Если мячик упал в грязь на улице - она ведёт меня за руку к нему и ждёт пока я достану или стоит у него и ждет, но не покажет на него. Я ее учу этому жесту активно уже 2-ой месяц, но пока успехи только те, что описала в начале сообщения. Подскажите, вообще это может быть нормой? Нам через неделю 1,9, а его так и нет - ни пальцем, не рукой. С чем же может быть связано его отсутствие? Я уже так устала ее везде поднимать, чтобы она достала то, чего хочет, если это высоко. Заранее спасибо.
Здравствуйте! Так как она использует указательный жест чтобы показать вам на картинки в книжке, попробуйте сделать вот что: когда она будет показывать на картинки в книге, попробуйте поставить книжку вертикально. Пусть показывает на картинки пальчиком, и так хотя бы в течение 2-3 дней. Далее, если она будет легко с этим справляться, пробуйте книгу немного отодвигать, чтобы она немного тянулась пальцем. И даже если она не успела дотронуться, но только тянется, все равно назовите предмет, на который она показала. Спустя пару дней усложняйте задание - например, можно на картонку приклеить три любых относительно плоских или легких предмета - например, карандаш, печенье, ложку. Можно на двусторонний скотч прикрепить эти предметы к картонке. То есть идея в том, чтобы научить ее показывать на предметы, а не на картинки. Далее нужно предметы менять. Если и этот этап она пройдет легко, можно переходить далее и на стол ставить просто обычные предметы и просить ее их показать. Затем предметы ставим на поднос, чтобы она могла показывать, не дотрагиваясь пальцем. И так далее, постепенно переходя к показу предметов на полках. Попробуйте, и отпишитесь есть ли динамика. Способов обучения УЖ несколько, выше я описала один из них. Ну и по-прежнему рекомендую вам очную консультацию у нейропсихолога чтобы понять над развитием каких сфер нужно работать
Консультация психотерапевта на тему «Развитие ребёнка Есть ли отклонения от нормы» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 21 апреля
О консультанте
Сайт
Подробности

Клинический психолог, детский нейропсихолог. Специалист по прикладному анализу поведения (АВА-терапия) для детей с нарушениями в развитии.

Телефон для записи: 8-925-369-91-77.

Задать вопрос