Консультации / Психология и психиатрия

Нет указательного жеста

Нет указательного жеста в год и 4». Здравствуйте.подскажите пожалуйста.дочери год и 4месяца.очень активный ребенок,любит собирать пирамидки,всякие складывали(типо стаканчиков разных размеров),умеет ставить кубики друг на друга хорошо,пытается играть лего.катает машинки за верёвочки, только ходит спиной вперед при этом.умеет с помощью взрослого спускаться и подыматься по лестнице.до недавнего времени очень часто смотрела мультики,могла часами в них смотреть,если взрослые чем-то заняты,в последние недели убрали их вообще,можем включить буквально на пол часа перед купанием.беспокоит то,что она редко отзывается на имя,так было начиная где-то с 6месяцев,и как-то редко,но тогда на это не обращали внимание.сейчас,когда зовёшь,может обернуться с первого раза,а иногда не оборачивается вообще.в глаза смотрит тоже редко,просьбы выполняет не все,в основном "или на ручки",и иногда "дай".говорит отчётливо слова "мама","папа",баба",а так на своем лепечет.нет указательного жеста,когда что-то надо.в основном тянется сама рукой,либо берет взрослого за руку и ведёт к тому,что ей надо.не играет в ладушки,сороку,не любит когда ее трогают за кисти, старается одернуть.любит играть с крупами,перекладывать их с миску в ведёрко и наоборот.так очень активный ребенок,не боится людей и других детей, всегда с интересом за ними наблюдает.громких звуков типо пылесоса,фена не боится.начала на днях хлопать в ладоши,т.к.до этого пол дня ей это показывали.скажите пожалуйста,могут ли такие показатели быть признаком аутизма или же это не доработка и сказалось так очень малое количество внимания и занятия ребенком,т.к.не всегда удавалось достаточно уделять времени и учить чему-то (тому же указательному жесту мы не учили сами). Спасибо.
Здравствуйте! Основными признаками аутизма являются нарушения коммуникации и социального взаимодействия, а также стереотипные движения, действия, интересы. Все остальные признаки (такие как боязнь громких звуков, например) являются вторичными и могут как присутствовать, так и отсутствовать у ребенка с РАС. В настоящее время у вашей девочки наблюдаются нарушения в сфере коммуникации и взаимодействия с людьми - она не использует указательный жест, глазной контакт неустойчивый, отклик на имя редкий. Если при этом она не машет "пока-пока", не использует другие жесты (например, жест, когда ребенок разводит руки в стороны, если что-то потерялось), и у нее отсутствует совместное внимание (подробнее о совместном внимании можете прочитать здесь: https://outfund.ru/chto-takoe-razdelennoe-vnimanie-i-kak-ego-razvivat-u-detej-s-autizmom/), то эта сфера у нее явно задержана в формировании. Что касается стереотипий, чаще всего они появляются между 2 и 3 годами. Исходя из вышесказанного, нарушения, которые мы наблюдаем у девочки, действительно указывают на возможность диагноза РАС. При этом научные исследования говорят о том, что у детей с задержкой психоречевого развития в возрасте до 1.8 - 2х лет симптоматика также может напоминать симптоматику детей с РАС. Плюс симптоматику, похожую на РАС, могут давать нарушения слуха (как периферического, так и центрального). Что касается влияния мультфильмов - они, конечно же, не могут вызывать РАС, но если ребенок в раннего детства проводит очень много времени перед экранами, то у него происходят изменения в работе нервной системы. В частности, произвольная саморегуляция задерживается в формировании, слабо развивается коммуникация, слуховой анализатор становится вторичным по отношению к зрительному, страдает пространственная ориентация, и многое другое. И тогда такой ребенок может действительно напоминать ребенка с РАС, пока не изменятся социальные условия. В случае, если у такого ребенка убрать мультики и начать с ним заниматься, то в течение 2-3х месяцев видны значимые сдвиги. Я вам рекомендую показать девочку клиническому психологу, нейропсихологу, у которого есть опыт работы с детьми раннего возраста. Также необходимо пройти обследование у невролога, возможно проверить слух.
Консультация психотерапевта на тему «Нет указательного жеста» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 15 февраля 2021
О консультанте
Сайт
Подробности

Клинический психолог, детский нейропсихолог. Специалист по прикладному анализу поведения (АВА-терапия) для детей с нарушениями в развитии.

Телефон для записи: 8-925-369-91-77.