Ребенок 2г 7 мес плохо говорит

анонимно, женщина, 36 лет
(Без темы) Добрый день. Моему сыну 2 года 7 месяцев. В садик ходит с 1 г. 2 мес. И он плохо говорит. Слова в основном использует одно- и двусложные. "мама", "папа" затруднений у него не вызывают, но более сложные слова он упрощает, например "машина" это у него "тина", некоторые его упрощенные слова имеют несколько значений, например "тай" это и трамвай, и читай, а "ко" это и молоко, и далеко, и высоко. Предложения в своей речи не использует. При этом словарный запас на бытовом уровне у него, на мой взгляд, хороший, он понимает повседневную речь, обращенную к нему. Например, при чтении стишка "идет бычок качается" он показывает и как бычок идет и качается, и как вздыхает и тд., может выполнять поручения "принеси синюю книгу". Мелкая моторика, на мой взгляд, развита неплохо - крупы по одному зернышку перекладывает, мнет пластилин, может нарисовать кружок (кривой конечно, но кружок) и палочки и тд. Пытается повторять все слова, но опять же получается по-своему, например, я ему говорю "скажи слово "машина", он по своему - "тина", я говорю "нет, попробуй по слогам ма-ши-на, но он опять "тина". Звукоподражание не всем животным получается, например, вместо "мяу", у него получается "няя", а что то похожее на "кукареку" не получается вообще, произносит что то вроде "куку", но при этом когда слышит "кукареку" он понимает что так поет петушок, может показать его на картинке, и называет по своему (не берусь написать как он слово петух произносит, очень невнятно). Прошу его сказать "ля-ля-ля" получается "я-я-я". При этом, ему самому некомфортно то, что он не может нормально разговаривать, нервничает, когда его не понимают, обижается. Дети на площадке не всегда берут его в свои игры, потому что он не может говорить, а с совсем малышами ему уже не интересно. У него есть потребность в полноценном общении. Пыталась у педиатра получить направление к неврологу, но не дали, мотивировав тем, что в три года все равно диспансеризация, тогда и пойдете к неврологу, логопеда в поликлинике нет. Но мне бы не хотелось терять еще 5 месяцев до 3х лет, может можно как-то ему помочь, какие-то упражнения, я даже не знаю куда обращаться с таким вопросом. Педиатр, отказывая в направлении к неврологу рассказывала историю про знакомых, у которых ребенок после 3 начал свободно говорить, но рассчитывать не хочется, а как убедиться, норма это или ребенку нужна помощь, я не знаю. Подскажите, пожалуйста, с чего начать, нужно ли настаивать на направлении к неврологу, или нужно с какой-то другой стороны приниматься за эту проблему, или проблемы нет, и стоит только ждать?

Отвечает Короткова Ольга Валерьевна
логопед
Здравствуйте. Большое спасибо, что вы очень подробно описали речевую и безречевую симптоматику. Вполне вероятно у ребенка есть НЕБОЛЬШОЕ отставание в речевом развитии. Я бы посоветовала вам настоять на консультации невролога, но очень бы хотелось, чтобы она была не номинальная 15-ти минутная, а более развернутая. Что можно сделать в вашей ситуации? 1. Консультация невролога. 2. Консультация логопеда. Вам нужен специалист, который работает с детьми раннего дошкольного возраста. 3. Вы можете дома с ребенком заниматься артикуляционной гимнастикой (посмотрите в интернете комплексы для малышей) 4. "Упрощение" слов связано с недостаточной сформированностью слоговой структуры - способностью удерживать правильный порядок звуков в слове. С этим можно тоже "поработать". Посмотрите любое пособие по формированию слоговой структуры. Начните работать со слов, состоящих из 2 открытых слогов (муха, пума, нога). Каждое новое слово повторяйте по 50 раз в день. Втавайте на один уровень с ребенком, чтобы он мог хорошо видеть вашу артикуляцию.

анонимно
Ольга Валерьевна, спасибо большое за столь быстрый ответ. Вы меня немного успокоили и дали алгоритм, за что Вам отдельное спасибо! Кстати, я замечала, что сын часто, особенно когда я ему читаю, рассказываю стихи или пою, смотрит внимательно именно на губы/рот, словно пытается понять как это у меня получается. Когда я замечаю такой его взгляд, я стараюсь артикулировать максимально четко, преувеличенно. Не знаю, помогает ли это ему хоть чем-то... И забыла написать в предыдущем сообщении - есть негативный фактор -недосып. Засыпает он поздно, не раньше 22-30 23-00, иногда позднее, и уложить раньше не получается, а вставать приходится в 6-00, правда в садике спит хорошо, но сна мало получается, не знаю, влияет ли это. Скажите, пожалуйста, может есть какое то пособие по артикуляционной гимнастике и по формированию слоговой структуры, которые вам больше нравятся/которым вы больше доверяете? Или вообще без разницы по каким материалам заниматься в ожидании приема невролога и логопеда?

Короткова Ольга Валерьевна
Проблема недосыпа - это лишний повод посетить невролога. Недосып прямо не влияет на включение в работу клеток коры головного мозга, отвечающих за речевые зоны, но возможно говорит о нарушении баланса возбуждения-торможения. Мне нравится пособие Агранович "Формирование слоговой структуры", но вы можете использовать любой картинный материал других авторов. Можете купить много маленьких игрушек: мишка (говорим "Миша"), муха, петух (говорим "Петя"), кукла (говорим "Ляля")., оса, дерево (говорим "Ива") и использовать их. Каждое новое слово повторям очень много раз. Эти игрушки можно прятать в песочнице, а затем находить и называть. По артикуляционной гимнастике конкретное пособие не назову, они все одинаковы по сути. Если за 2 - 3 месяца заметного прироста в словаре не будет, то это будет повод посетить и невролога, и логопеда. Большое внимание уделите крупной моторике. Речь запускает крупная моторика (лазить на детской площадке, спускаться и подниматься по лестнице и т.д.), мелкая моторика отвечает за качество речи, а пока о нем мы не говорим. С уважением, О. В.

анонимно
Спасибо еще раз. По крупной моторике - ребенок у меня "вертолет" , все детские площадки в шаговой доступности изучил и облазил по миллиметру)) Кстати, вчера произошло значимое событие, на мой взгляд, пока ждали автобус из садика домой, его друг-одногруппник, стал бегать вдоль проезжей части по тротуару, а мой стал бегать за ним и кричать "Саша стой!" (Повторяя за его мамой, тем не менее подряд два слова я от него впервые услышала) а потом вечером спрашивал "где папа?". И еще прошу уточнить момент с гимнастикой, нашла с картинками и детскими стихами, и вот сразу возник вопрос, я ребенку показываю какой язычок сделать, "блинчиком" или "уголком", он на меня смотрит, пытается повторить, но получается просто язык высовывает. И вот мне не понятно, что я должна делать, просто руками корректировать?

Короткова Ольга Валерьевна
Спасибо за вопрос. Сначала аккуратно корректируете руками или ватной палочкой. Включите упражнения на дыхание: задувайте мячик из ваты между кубиками, задувайте свечи. Пробуйте сделать "Часики": язык вправо-влево. Сразу все не получится, проявите терпение.

Консультация врача логопеда на тему «Ребенок 2г 7 мес плохо говорит»дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 17 декабря 2019
Информация предоставляется в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обращайтесь к врачу.