анонимно, женщина, 28 лет
Здравствуйте, доктор. Пишу Вам уже во второй раз, Вы советовали отписаться по динамике развития. Динамика есть, но слабая. Моему сыну 2,9. Полное отсутствие речи, только лепет, не повторяет за мной слова. Мычит. Да/нет не кивает. Редко машет головой «нет». Нет звукоподражаний (хотя любит и внимательно смотрит, когда я подражаю животным). Не просится на горшок сам. Плохая коммуникация с новыми людьми. К детям тоже равнодушен. Присутствует бег от стены к стене-наверно это и называется стереотипное поведение. Может побегать минут 15 за раз, но если отвлечь, то займётся другим. Когда вижу, что долго бегает, подключаюсь и начинаю догонять/убегать и так плавно начинаем играть в догонялки/прятки, он хохочет, радуется. Ещё рассматривает и перебирает пальчиками, но это началось при приеме ноотропов, назначил невролог, сейчас с этой проблемой с перебиранием пальцев препарат отменили. Перед сном лежит и что-то шепчет, лепечет. Рисовать и лепить не любит. В садике замечают, что отличается от детей других тем, что играет один или с воспитателем. На имя отзывается 50/50, видимо по настроению. Есть проблемы с имитацией (хотя недавно выучили логоритмический стих и сын повторяет за мной эти движения, а чаще показывает их ещё раньше чем я проговорю слова). Ложились в ПНД, получили по итогу диагноз РЦОН+ач, причём психиатр нас не смотрел, только неврологи. Ходим к логопеду в частном порядке, она видит ЗПРР, причём негрубую. Посоветовала аба-терапию, в мае у нас интенсив двухнедельный. Перечислю ещё плюсы ребёнка: большой пассивный словарный запас, знает и показывает животных, части тела, членов семьи, формы, 4 цвета, мебель, в общем много чего. Любит логические игрушки, типа сортеров, лото, карточки всякие, паззлы (собирает уже из 9-12 элементов, хотя ещё месяца 4 назад собирал из 2 элементов). Из 20 фигурок животных выбирает ту, которую я скажу. Знает понятия большой-маленький, один-много, часть-целое. Понимает просьбы и выполняет, но легкие, бытовые, например: иди в комнату и включи свет, отдай папе полотенце, иди в ванну мыть руки, садись за стол, бери штаны и собирайся гулять. Может и не выполнить, конечно, но это наверно именно вредность, потому что понимает. Одеваться/раздеваться умеет-но пока без застёгивания пуговиц, молний. (Может одеть/снять штаны, носки, трусы, шапку. Футболку только одеть. Знает слово «нет» «нельзя»-хоть может и поистереть, если не получит желаемое. Хитрит. Если его ругаю я-бежит обниматься к папе с несчастными глазами и наоборот. Мелкая моторика не страдает, по крайней мере явных проблем я не вижу. С крупной есть проблемы, слегка неуклюж, хотя с возрастом менее заметно, прыгать на 2 ногах не умеет. Бегать, подниматься по ступенькам , спускаться умеет, залазить/слазить на шведскую стенку, тоже умеет. С игрушками играет, но примитивно. Ролевой игры нет. Любит книги, и сам смотреть любит и когда ему читают любит. Просит чтоб называла предметы, которые он в книгах показывает. Если он показывает например на яблоко, а я говорю что это лимон-возмущается, пока не назову правильно. Кушает сам, ложкой и вилкой (суп ещё проливает немного). Ласковый-обнимашки, целовашки, щекотушки любит, смеётся. Отношения с родственниками хорошее, на контакт с мамой/папой/дедушкой/бабушкой и другими, кого хорошо знает идёт хорошо. Даже с воспитателем за месяц уже подружились, обнимает ее, ручкой на прощание машет. В общем, у нас вся семья в панике и стрессе, что делать не знаем. Ариель Аркадьевич, хочется услышать Ваше мнение, понимаю что заочно, не видя ребёнка, невозможно поставить диагноз, но всё же похоже ли на аутизм? Правильную ли тактику мы выбрали: безмедикаментозную, а только педагогическую, поведенческую коррекцию? Спасибо за ответ!
Отвечает Став Ариель Аркадьевич
детский и подростковый психиатр
Здравствуйте! АВА это наше всё в данной ситуации. Главное, приехав на интенсив изучите вопрос, чтобы это была действительно АВА, а не абы-что - чтобы у специалистов было не меньше трех-четырех модулей обучения на сертифицированных курсах, чтобы Вам провели полноценное тестирование, чтобы по окончанию Вам выдали всю документацию на руки и не "рекомендации", полноценную большую программу с протоколами. Чтобы с Вами занимались по протоколам и с чек листами. Не меньше 4 часов в день.Тогда будет толк. Диагноз, не видя ребенка, не буду ставить.
Ответ опубликован 2 апреля 2019