Консультации / Психология и психиатрия

РАС или З П РР

Здравствуйте, уважаемый Ариель Аркадьевич! Как и масса других родителей, я восхищена Вашим профессионализмом в вопросах психологии и психиатрии. Позвольте и мне задать Вам свой вопрос: РАС или З(П)РР? Моему сыну 3,5 года. Мы живем в Австрии, говорили до 3 лет жизни ребенка дома на русском, теперь почти только на немецком. В 3 года поставили ЗПРР, так как на осмотре у врача он не захотел собирать пирамидку и не говорил. Давид родился на 36 недели с весом 2100 г. Беременность проходила без токсикоза и проблем. Роды были естественные, без осложнений, безводный период 10 часов. Давид закричал сразу, но не особо громко, т. к. был слабый из-за маленького веса. По Апгару малыш набрал 10/10 баллов. Мы провели в больнице 10 дней, пока ребенок не добрал вес до 2500. Впоследствии никаких проблем с весом не было, ребенок быстро догнал норму. В больнице ребенку проверили голову, так как он был рожден раньше срока - все было в норме. Мы проходили все обследования у врача, никаких нареканий по развитию не было. Когда Давиду было 1.5 года, я родила второго сына Михаила. Принеся его домой, я увидела в глазах Давида настоящую ревность, как будто он подумал «кто это и зачем он нам нужен», потом он развернулся и ушел. До этого момента у нас постоянно были гости, Давил играл и со взрослыми, и с детьми, но они всегда были старше его. Он повторял за ними на свой вкус движения, губками бррр, был всегда контактен и улыбчив. У него были слоги ма, па, чень, би и т. д. После вторых родов я стала показывать Давиду мультики и с этим явно переборщила. Развитием мы занимались мало, гости тоже к нам почти не ходили, гуляли мы в коляске без площадок. В общем, у ребенка была социальная изоляция. Разговаривали мы с детьми тоже очень мало. Когда Давиду было 2 года, мы переехали, он быстро и без проблем адаптировался. В 3 года ребенок пошел в сад. В первый же день он там сказал и повторял в теч.дня Nein! (нет). В период адаптации (полтора месяца, их которых он каждую неделю по 2 дня сидел дома с соплями) он оставался на час, иногда спокойно сидел кушал со всеми, играл в игрушки, напевал себе под нос, смотрел на детей, а иногда сильно плакал и тянул воспитателя к двери или приносил ей свою одежду. Мне сразу же звонили и просили ребенка забрать домой, так как он мешал другим детям. К слову, детей в садике 75, воспитателей — 7. После садика у Давида был страшный стресс: он начал как будто закатывать глаза, вытягивать перед собой ладонь и смотреть на неё (всё это прошло через 1.5 месяца после того, как забрали из садика). По словам психолога, так он снимал напряжение. Еще я от психолога услышала, что он нами всячески манипулирует. Каждое утро мой сын приносил мне свою и мою одежду и, когда мы выходили на улицу, тянул меня именно в садик. Видимо, ему так все таки нравилось. Из садика Давид приносил слова на немецком: я, меня, мне, идти (гейн), кушать (эссен) и еще пару. Спустя полтора месяца было решено ребенка из сада забрать и заниматься его развитием дома. Мультики мы категорически исключили. В этот момент у нас родился третий сын, Илья, к которому Давид отнесся куда благосклоннее: в роддоме сказал в его сторону «бэби», дал ему соску, потрогал его. За следующие два месяца занятий (наших первых и настоящих) дома я приучила ребенка к туалету, он стал сам есть вилкой/ложкой (до этого ел руками), пошли слоги и слова: ням-ням, мама, папа, баба, бэби, идем, подём, дай, отдай, пока. В это же время к нам стала приезжать бабушка и за ней он повторил «Пока» (Чюс), Нямням, Утяутя. На сегодня: -говорит некоторые слова и слоги, когда хочет. Бывало заходил в конату и говорил «Подём», когда я долго убиралась и не шла в деткую, как ему пообещала. Может что-то длинное , как будто предложение сказать, но непонятно. Пару раз выдал предложение: „Мама, папа, беби, баба“ (бабушка была у нас), Ты и я (на немецком), Мама, дай. -Как-то я устала и говорю ему на кухне: Хочешь есть, скажи «Мама, дай». Раз 5 я ээто повторила и он сказал это. Нормальным тоном, не как эхо. Я ему снова: Ну-ка, еще раз «Мама, дай». - он повторил. -Когда он просыпается и меня нет дома, то начинает ходить по квартире и повторяет «Мама, мама» (может зовет меня) -Когда выходим из дома гулять, радостно бежит вперед, но постоянно оглядывается, смотрит, иду ли я за ним. Когда набегается, с удовольствием идут со мной за руку или просится на руки. На площадках лазит по лестницам(очень острожно), катается с горок (может долго медлить, если высоко), я качаю его на качелях. К маршрутам не привязан, с радостью пойдет по другой дороге. -В машине ребенок очень спокоен, сидит впереди. Когда останавливаемся на светофоре/ стоим в пробке — может возмущаться (аййяя), хмуриться, но я объясняю, что там машины и что скоро поедем — успокаивается. -Когда у нас бабушка или мы у кого-то в гостях: даст ладошкой пять, смотрит в глаза при разговоре, обнимает, просится на руки, тянет человека куда-то (на кухню или открыть закрытую на ключ дверь), приноситу ему/ей стакан и пакет сока. -Со средним братом (2 года): если говорю, возьми Мишу за руку — берет и идет с ним, может ущипнуть брата (думаю, ревность или привлекает внимание, потому что сразу после этого смотрит на меня, как я отреагирую) — тогда я говорю: Иди, пожалей брата! - Давид подходит к Мише и гладит по голове или кладет руку на его голову. И смотрит на меня По моей просьбе может застенуть молнию на куртке Миши. Если же Миша обижает Давида, то Давид отвечает тем же (толкает, щипает). -Летом взял лейку и выливал воду на цветы, потом черпал воду из ведра и повторял то же -Вообще любит быть в центре внимания, чтобы его ласкали, обнимали, хвалили. Если я сижу за своими делами, подойдет ко мне, будет обнимать, хлопать по спине и т. д. Так же и с папой, бабушкой, родственниками. -С младшим братом (5 месяцев): По моей просьбе даст ему в ротик соску, будет поить из бутылочки. Младшего Давид никогда не обижает, не щипает. -В детском игровом центре (ходим раз в две неделе): Очень любит бегать, кататься с разных горок, на машинках, иногда прыгает на батуте. Если на горку очередь, встанет за детьми и ждет. Если Давида кто-то толкнет, он развернется и ответит тем же. (так же и дома со средним братом). - Если Давид что-то хочет сделать, он очень часто смотрит сначала на меня (папу, бабушку), ждет моей реакции на это. Например, мы едем на машине, он хочет из бардочка игрушку. Он тянется к бардочку, смотрит на меня, я говорю: Ну, бери уже. Он открывает и берет игрушку. -Ест абсолютно все, даже гречку, рыбу, кабачки. Хорошее настроение только на сытый желудок. -Давид высокий, носит вещи пятилетнего ребенка, вес в норме. Физически очень крепкий, сильный и выносливый. Послушно носит шапку с шарфом, может снять, но по моей просьбе наденет обратно. -Спит ночью без пробуждений, минимум 10 часов, днем 2 часа. Если я или в садике будят — реагирует без истерики. Может спать в своей кровати,может в кровати брата, может у нас - к месту не привязан. Когда спит, всегда прижимается или к родителям, или к брату и засовывает ноги под нас. Если около меня лежит другой ребенок, Давид обязательно втиснется между, чтобы только он был рядом с мамой. -В магазине послушно стоит с братом в тележке или катит (с переменным успехом) свою тележку. ---Если у него портится настроение — спасает булка. -Нет судорог/эпи -Болел и болеет редко (только если сопли), но всегда с повышением температуры, привики перенес хорошо, также с повышением температуры. -Если ударится или упадет, плачет и смотрит на меня, может подойти, чтобы я пожалела. -Если я его ругаю, он смотрит на меня, слушает, хмурится и потом лезет обниматься. Говорю: Поцелуй маму. Он прижимается к моей щеке губами, но не вытягивает их для поцелуя. Улыбается и смеется, что его простили. -Если я закрываю глаза руками и делаю вид, что плачу, Давид подходит и обнимает меня. Видно, что любит родителей. -Запоров никогда не было. -Когда приходит папа, он бежит к двери и прыгает папе на шею, обнимает его. -Гримас нет -В ряд ничего не выставляет и пирамидкой тоже -Стереотипий никогда не было. (Он может открыть ящик с носками, вывалить все оттуда. Я говорю, чтобы собирал - Давид кладет все на место и закрывает ящик. Если я уберу оттуда вещи на какое-то время,, через пару дней интерес к пустому ящику пропадет.) - Уже 3 месяца ходит в платный садик, где 7 детей в группе и 2 воспитателя, там детьмя занимаются. После второго садика повторяет игры, которые есть там: играет в лего, магнитики, интересуется машинками, рассматривает человечков, быстро собирает деревянные пазлы. Может играть один, может рядом с братом. Нет занятости частями объекта. -При перемене обстановки / в новом игром центре / на новой площадке сначала немного волнуется, осматривается, потом чувствует себя свободно и уверенно. -Взрывов смеха/ неуправляемых истерик, немотивируемой агрессии нет. -Эмоции соответствуют ситуации. Может вечером много смеяться, но если я его отвлеку игрой, вё становится нормально. -Почти всегда веселый -На имя отзывается, обращенную речь понимает и выполняет просьбы по мере пополнения пассивного словаря (уже есть «Повесь свою куртку на крючок, Дай мне стакан. Иди выброси подгузник брата в мусорку». Но иногда я при этом показываю в сторону предмета, если ребенок начинает раздражаться, что не может сделать сразу.) -Книжки листает сам, рассматривает картинки -По вечерам по просьбе родителей собирает свои магнитики и лего по разным коробкам, правда при этом может иногда хмуриться и айайай-кать, типо его заставили. -Сам моет руки, вытирает их, сам ест и пьет, чистит зубы, полностью раздевается. Одевается и ходит на туалет с нашей помощью. -Очень любит плавать в бассейне в нарукавниках (сам) и кататься с больших горок с нами. -Совместная заинтересованность всегда есть, любит, чтобы играли с ним, наблюдает, как я обираюсь и может помочь по настроению -На детских фото всегда улыбался и смотрел в кадр Что меня беспокоит: -Иногда выпячивает челюсть (при игре во что-то). При это может ещё и плечи наверх поднять. ----------Может магнитики эмоционально на расстояние 10 сантиметров ко рту поднести, при этом напрягает руки в локтях, но если я его при этом окликаю, сразу же убирает челюсть , расслабляется и улыбается мне. -На детей он смотрит, наблюдает за ними и на площадках(хотя там всегда мало детей), и в садике (по словам воспитателей у него в саду и есть роль Наблюдателя за всеми и вся). Но не тянется к ним, не подойдет к ним играть вместе. -В садике жалуются на то, что уровень терпимости у него низкий: не нравится задание, бросит все и начнет ныть и вопить. -Повторять будет избирательно: в ладоши похлопает, ногами не потопает. -Говорит слова и слоги когда играет, но сам себе. В мою сторону может только Дай сказать, если у меня в руках, например, булка, и то не всегда. Видит папу — говорит часто «папа», но опять же сам себе. -Иногда если я говорю ему на немецком «Пойдем наверх» он может ответить (или повторить?) по-русски «Подём», если говорю на немецком «Дай это маме» он иногда повторяет Дай на русском -Из игрушек предпочитает лего, пазлы, магниты, с мягкими играть не будет, с ролевыми тоже туго, только со мной и то может только покормить без интереса В садике говорят, что это все упертый характер и избалованность. Скажите, пожалуйста, уважаемый Ариель Аркадьевич, на что это похоже: РАС или З(П)РР? Заранее Вам спасибо.
К вопросу приложено фото
Здравствуйте! Проблемы, описанные Вами, носят, к счастью, больше психологический характер, нежели психиатрический генез. Тут наслоилось одно на другое: и проблемы билингв, и, действительно, ревность и особенности формирующегося, очевидно, не очень простого характера. В этом клубочке надо разбираться очно толковому детскому психологу ))
Укажаемый Ариель Аркадьевич, спасибо за Ваш ответ. За время ожидания ответа мой сын стал болтать без умолку слоги (постоянно прибавляются новые), некоторые слова, стал повторять больше движений. Психолог и логопед сказали мне ориентироваться на интересы ребенка, а не давить на него, потому что он должен выполнять что хочу я. я хотела уточнить Ваш ответ, это не РАС? спасибо!
Спасибо Вам огромное!
Консультация психотерапевта на тему «РАС или З П РР» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
О консультанте
Образование
Новосибирский государственный медицинский университет
Место работы
MDI-ARIEL Центр раннего развития детей, коррекции речи и поведения (г. Новосибирск)
Сайт
Подробности

Врач-психиатр, психиатр детского и подросткового возраста, психо-реабилитолог проконсультирует по всему спектру психиатрических заболеваний детей и подростков:

  • аутизм,
  • шизофрения,
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности,
  • тики,
  • школьная травля,
  • жертвы насилия и так далее.

Телефон для записи: +7-903-936-59-55.

Всем заинтересованным в очной консультации в городах России и странах СНГ рекомендовано подписаться на обновления профиля А.А. Става на Фейсбук по ссылке и отслеживать планы и передвижения специалиста.

Задать вопрос
Похожие вопросы
РАС или З П РР
Здравствуйте, уважаемый Илья Дмитриевич! Позвольте мне задать Вам вопрос про моего сына. Моему сыну 3,5 года. Мы живем в Австрии, говорили до 3 лет жизни ребенка дома на русском, теперь...