Консультации / Неврология

Дочке 1 5 года- нет указательного жеста

Здравствуйте! Моей дочери через две недели полтора годика. Расстраивает, что не просит меня о чем то, не указывает на какой-то предмет пальчиком. Только иногда всей рукой или если закатилась далеко и кричит “Ааааааа”. Беспокоит так же, что иногда не понимаю, что она хочет, так как,повторюсь, она не показывает и не объясняет, что беспокоит. Нормально ли это для полутора лет - такая реакция и такое поведение - малые изъяснения того, чего ты хочешь? Далее опишу как она себя ведет. Начитавшись про симптомы аутизма показалось, что всё ей подходит - что делает вид, что как будто не слышит, что иногда кружится вокруг себя (раз 5 и то во время музыки), хождение на цыпочках (было один раз), что не просит ничего, что нет указательного жеста, что ничего не говорит (слов…слоги есть иногда). Даже думали, что выполняет ритуалы. Пример - когда просыпается бежит одергивать шторку, а если я ее убираю в этот момент бежала к комоду и толкала его. Последние дни просыпаясь сразу убираю шторку и отодвигаю комод, и она к ним вообще не подходит. Когда приходит дедушка снимает с него очки, потом кепку и наоборот. В огороде всегда подбегает к одной клумбе с клубникой и ищет если клубника или нет и всегда бежит за один угол. Считать ли это ритуалами? Один раз плакала из-за пылесоса, но это совпало с дневным сном (долго ждала, пока я все пропылесошу, потом уже не выдержала и начала реветь). Проходила беременность хорошо. На последнем сроке поставили многоводие, но родилась на 8 из 9 апгар, через 5 минут 9/9. Мы гулили, смотрели пристально, как все нормальные детки. Развивались физически раньше всех деток, с кем я родила в один день. Пошли в 9 месяцев, хотя даже были попытки в 8 месяцев. До года произносили (но пересчитать по пальцам)“мама” “папа” “баба” два раза “деда” на кошку “ка”, “паля” на упала игрушка, много всяких звуков было, а после года перестала произносить слова. Только звуки и то очень редко. Последнее время снова стала опять произносить “мамама” “папапа” “бабаба”и другие звуки, похожие на разные сочетания слогов. С рождения не любила прикосновения. Еще удивлялись какая маленькая, а уже не любит когда я ложила на неё руку во время подготовки ко сну, начинала как червяк извиваться. Не любила, когда ее укачиваю на руках. Выворачивала в обратную сторону и плакала. В связи с этим кормила лёжа. Сейчас даже не знаю, как отлучать от груди, так как без груди начинаю укачать и начинается дикий ор и слёзы, выворачивание. Как даю грудь сразу успокаивается. Неприемлем соски с самого рождения (выплевываем), только грудь. Пьем воды очень мало. В основном перед сном. Если предлагаю днём иногда даже вертит головой и издает что-то типа “Неть”. Проблем с прикормом и едой нет. Кушаем всё хорошо. Особенно под мультики. Сейчас мультики убираем. И вообще хотим реже мультики включать. Настораживает, что когда беру за ручки ручки одергивает. Ладушки хорошо играем. Берём сотовый телефон в руку, подносим к уху, говорим “АА”, предварительно нажимаем на кнопочку как бы ответа на звонок, чтобы заиграла музыка. Прошу что-то показать в книге – убегает, разворачивается, не хочет или книгу начинает грызть. Ну это раньше. Сейчас перестает мусолить края. Ребёнок очень активный, не сидит на месте. Очень редко и когда мультик смотрит и то полубоком иногда смотрит. Когда зовёшь откликается через раз. Бывает сразу прибегает, а бывает кричишь, кричишь и она или в мультике, или чем-то занимается и не хочет как будто. Взгляд от мимолетного, до дооолгого. Видя себя в селфи камере начинает сразу говорить слоги разные и кривляться, доставая язык или гримасничать. В зеркале красуется, целует себя. Улыбается. Когда надеваю кепку бежит к зеркалу (но не всегда). Если что-то попросить принести не принесёт. На пальцах пересчитать что приносила. Отдаст, если очень просить. Пирамидку собираем, но не по порядку. Раза 2 по порядку было. За нами повторяет, но не всегда. Бывает что-то сразу запомнит и повторит (вытираем по просьбе личико тряпочкой), а бывает учишь, учишь, а она как будто противиться и не хочет это повторять. Носик и глазки только сейчас показываем через раз, когда опять же хотим. До этого и в год могла по просьбе носик показать, а потом просишь, просишь и без толку, а иногда как услышит “Покажи носик” (как будто это уже ее бесит) - разворачивается и сразу уходит. Ребёнок ласковый, но опять же если сама захочет. Подходила на просьбы поцеловать. Месяц назад перестала. Но когда слышит “Поцелуй” делает воздушный поцелуй губками. С детства была любимая игрушка. Потом забыла про нее месяца на 4, а сейчас из всего обилия игрушек выбирала ее. Но последние 2 недели снова не обращает на нее внимание. Любит играть не только игрушками, а всякими предметами обихода. Берет кастрюльку и мешает там ложкой, крышечки любит, перекладывает еду из тарелки и в тарелку снова. Напугало, что она выстраивала игрушки с пола на кровати в ряд (было раза 3, и то после прочтения мной статьи), но потом сверху них новые игрушки ставила, как будто выстраивала пирамидку. Потом уносила и приносила что-то новое. Складываем все в коробочку, но не всегда. Перекладываем горох из миски и в миску. Любим играть бутылкой, а именно воду из нее проливать. Колпачок на бутылку одеваем давно. Играем с переключателем (повторяем за дедушкой), расчесываемся расческой правильно проводя по голове. Как бы подметаем, орудуя веником. Если включится музыка и мы начнём танцевать так же начнёт танцевать, но не всегда. Но один раз месяца 3 назад повторила движения, как в мультике (3 раза подряд), в котором делали зарядку. Так же сделала и ногами, и руками. Последний месяц застаю ее за книгой - сама пальчиком водит в книжке, по мордам и частям тела зверят. Но когда я подхожу и начинаю объяснять кто на книге нарисован ее хватает на минуту, кладет книгу и уходит от неё. Любим купаться, но чаще всего после купания мы плачем (не любим чистить нос), или что быстро достала из воды (минут 15-20). Если дольше, то слез нет. Психует часто если не дают то, что хочет. Но могу быстро отвлечь. Любит забираться на столы и стулья. Заберется несколько секунд побудет и слезать. Или берет стул, относит в другую комнату, подставляет куда ей нужно и стоит, и смотрит мультики или пытается куда-то забраться, чтобы что-то достать. Если начинаю изображать что пою громко произнося звук “Ааааааа” начинает точно также пропевать “Ааааааа”. Сейчас стало больше проводить время с ней, а не в делах по дому и психов стало меньше. Если ей скучно или она хочет внимания она приходит, берёт меня за руку и приводит в комнату, подводит к зеркалу и улыбается. Если сажусь рядом она подходит сзади и обнимает меня за шею (или это потому, что на спине катаю). Если ложусь на кровать сразу же бежит ко мне, забирается, и садится сверху. А вообще кусается и хохочет, а потом после смеха может заплакать, если скажу больно и уберу руку, за которую она кусала. Хорошо играем в прятки. Прячется, долго выжидает, а потом выбегает и смеется, и смотрит на реакцию как папы, так и меня. Так же играли в то, как будто я плачу – я закрыла глаза руками и издавала звук плача. Она тоже свои глаза закрыла, а потом подошла, начала убирать мои руки от глаз и смотреть что я за руками делала. Потом мои руки на место вернула. И так раза 3. Поняла, что что-то не так. Когда приходим в гости не всегда хочет здороваться. 3 дня назад повторила как в мультике и помахала на слово “привет”. “Пока” машем с месяц, но не всем, только мужчинам – папе и деду. Радуемся приходу опять же мужчинам (папе и деду) и иногда одной бабушке. При обращении просто отворачивает голову. Иногда очень редко улыбается. При незнакомых как-бы стесняется и смотрит искоса, и редко улыбается. Но не для всех. Некоторым улыбается сразу. Если человек надоел начинает тереть глаза, типа “отстань”. Ну это моя интерпретация. Заметили, что становится активнее и делает больше, когда нас больше, чем я и она. Когда приходит папа с работы иногда начинает что-то произносить, как будто рассказывает как день прошел, так же и с дедушкой. У меня кроме нее деток нет. Круг общения небольшой - это дедушка, три бабушки, я, ее папа и иногда на празднике много людей, состоящих из дядь, теть, братьев, племянников. Первые секунды она побаивается такого количества людей, но потом выбирает предпочтительнее старшего мужчину, берет за палец или тянет ручки, просясь на руки или гуляет вот так за руку. Игра с детками была очень редкая потому что редко выходили на площадку с детьми – раз 6 за все время. Но когда выходили она пыталась дотронуться, ущипнуть, толкнуть, смотрит на взрослых деток, пытается подойти, иногда даже очень близко, впритык. 2 дня назад говорили с бабушкой, я лаяла, изображала как собака ходит, доча смеялась и потом в конце разговора произнесла “ам-ам” (так бабушка на собаку показывала и говорила) и взяла из всего обилия игрушек собаку, хотя мы в этот день ей ее не показывали. Подскажите, стоит ли опасаться страшных диагнозов, а то мы хотели ехать к специалистам, но решили повременить хотя бы недели две (как раз полтора будет) или месяц….?
Здравствуйте. По описанному Вами, никаких аутических расстройств нет. Есть задержка речевого развития, и этим нужно заниматься. Возможно посоветоваться с неврологом по поводу курса ноотропов. Кроме этого, не нужно навязывать ребенку, чтобы он обязательно часто повторял то, что Вам хочется. Возможно Вы сильно настаиваете, поэтому и получается, что "как будто это уже ее бесит". Всему нужно обучать, не заставляя, а в игре, чтобы ребенку было интересно. С уважением, Алла Васильевна
Спасибо огромное за ответ! Учтём обязательно! И извините за такой подробнейший рассказ, так как писалось все на эмоциях и я не знала что важно, а что нет. Поэтому рассказала все) Еще раз огромное спасибо!
Консультация врача невролога на тему «Дочке 1 5 года- нет указательного жеста» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 2 октября 2018
О консультанте
Специализация
Подробности

Педиатр, детский невролог. Доцент кафедры педиатрии, кандидат медицинских наук, врач высшей категории.

Телефон для записи: +7 (921) 655-80-05.