Консультации / Неврология

Что это

Сыну шесть с половиной лет. Иногда случались периоды "неудобного поведения", но с возрастом всё реже. Уже неделю по нарастающей происходит следущее: он часто переспрашивает и уточняет, но это уже не похоже на рассеянность. Например, я ставлю тарелку на стол и сообщаю ему "твоя тарелка на столе, сядь поешь". Тарелка на столе при этом одна, за столом никого. Он переспросит 2-3 раза что я сказала, на столе ли тарелка, его ли это тарелка и т.п. Подойдя к ней, он спросит ещё раза 3-4 его ли эта тарелка, эта ли тарелка, его ли это суп, можно ли его есть. Вплоть до того, что попросит подойти, что бы помочь разобраться. При этом он волнуется, его это явно беспокоит, чувствуется сильная неуверенность. Так происходит не только с еды, это лишь как пример, я не нашла общих черт когда это происходит, после чего или с чем-то определенным. При этом он может вполне "налету" понять просьбу обувь сестрёнке сандалии и сделает это. А порой приходится повторять просьбу или что-то про несколько раз. Он сам просит сразу же повторить, потому что не понял, иногда несколько раз подряд. Чем мягче и медленнее повторяю тем больше шансов, что поймет, но порой "кликнит" до последнего. На днях он подошёл и сказал в сильном расстройстве, что всё забывает и "в жизни всё изменилось. Хочу чтобы все было как раньше" (-его цитата). Чувствуется, что он сам в эти моменты растерян. Что это вообще может быть?
Здравствуйте! То, что вы описываете, похоже на высокую тревожность. Вероятно, она связана с переживанием ребенком очередного возрастного кризиса. В этот период ребенок взрослеет, меняется его социальная ситуация - он готовится к школе, меняются отношения, его мир с размеров семьи расширяется достаточно существенно. Это может вызывать такие эмоциональные реакции, как тревожность, а может быть и агрессивность. Состояние ребенка можно объяснить как непонимание того, что с ним происходит. Он чувствует, что меняется как окружающий его мир, так и он сам (также и физиологически). Поэтому он реагирует. Мне кажется, что для облегчения его состояния можно говорить с ним о его ощущениях, говорить, что вы понимаете, что его что-то беспокоит, но он сам может быть не до конца понимает, что. От вас ему необходимо принятие, понимание, любовь. В кризисный момент он как никогда чувствителен к отношению близких людей. Поговорите с сыном, попробуйте обсудить с ним, что его беспокоит, что изменилось в его жизни. Говорите уже как со взрослым, спокойно, это даст ребенку ощущение того, что вы остаетесь его оплотом безопасности, что вы уверены, что с ним не происходит ничего страшного, что вы знаете, что это нормально и поддерживаете его на трудном переходном этапе. Успехов вам!
Екатерина Владимировна, благодарю за ответ! Дело в том, что в жизни сына внешних изменений нет: в сад он не ходит, в школу только в следущем году. Я стараюсь с ним говорить, он уже сам отслеживает ухудшения или улучшения своего состояния. Возможно ли как-то ещё помочь ему?
Здравствуйте! Вполне возможно, что его тревожит именно момент поступления в школу. Вот вы говорите, что он отслеживает динамику своего состояния. А как он об этом говорит? Каковы его идеи относительно его состояния?
Нет, о школе ещё у нас речь не заводилась. Он так и говорит "мама, мне сегодня лучше, я поборол страх" или " что-то сегодня всё не так, мне страшно". Порой он даже не знает чего именно боится. Почему боится он сказать не может. Когда страшно, просит побыть с ним. Заметила: плохо понимает сложные фразы в такие моменты, просит повторить. Ещё заметила, что лучше понимает, если говорить медленно. Мы были на даче неделю, я старалась его поддерживать, реагировать спокойно на разного рода ситуации и ему вроде за это время стало намного лучше. Я даже успела обрадоваться. Но мы вернулись домой и пошло опять ухудшение. Дома, правда, бывает муж не совсем спокойно реагирует на какие-то проделки детские. Спасибо Вам за ответы!
Здравствуйте! Мне кажется, у вас не по годам осознанный сын! Это здорово. Нормально, когда в эмоционально насыщенных ситуациях он что-то не до конца понимает - это связано с переключением внимания. Кстати, во время приступов страха очень важно переключить внимание, желательно на что-нибудь монотонное. Например, работа с бумагой, рисование, конструктор - что он любит. Я уверена, что у вас благоприятный прогноз. Если состояние ухудшится, то нужно будет обратиться очно к детскому психотерапевту, он поможет совладать с тревогой и избавиться от лишнего напряжения. Всего доброго!
Консультация врача невролога на тему «Что это» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.