Консультации / Психология и психиатрия

Подозреваю аутизм

Здравствуйте Анна Викторовна,нам 1,9месяцев.Родились в срок,кесарево сечение,без особенностей,развивались по возрасту,показывал где мама,папа,собачка,мишка,глазки,носик,ножки и т.д.Делали ладушки, сорока,пока-пока,нет нет- головой.Как стал смотреть мультики в телефоне,все изменилось,пока смотрит очень активный,прыгает,руками машет,смеется,как убираешь телефон,истерик нет,просто начинает ходит по квартире без цели,осматривается,как будто для него все новое,или подходит к маме или папе ,просится на руки и прижимается,обнимает.Игрушки перестали интересовать.Кушает хорошо почти все подряд,сон нормальный.Еще смотря мультики редко отзывается на свое имя,только если скажешь,,,Матвей на кушать,,,,тогда мгновенная реакция.Без мультиков может просто валяться на кровати,ворочаться,пинаться,играть своими ножками и смотреть по сторонам.В глаза вроде смотрит.Меня очень беспокоит такое поведение ребенка.Говорит мама,папа,баба,и до.слоги,но без обращения к нам..Есть ли повод беспокоиться о аутизме или другом расстройстве?
Добрый день! Чтобы ответить на ваш вопрос, мне нужно узнать, изменится ли поведение ребенка, если в течение 3х недель вы полностью уберете из доступа все экраны и будете проводить с ним время, играя, читая книги, гуляя на улице. Сможете ли это сделать? Сейчас поведение ребенка, безусловно, настораживает. В таком возрасте дети активны, стремятся к общению с родителями, изучают окружающий мир и так далее.
Анна Викторовна, здравствуйте,планшет мы полностью исключили,уже месяц прошел.Нам уже 1год 11 месяцев. Наблюдаю такое поведение:Стал веселый,играет игрушками,собирает и разбирает пирамидку,сортер и кубики только разбирает.Бегает по квартире,любит прыгать у нас с папой на руках,чтоб его подкидывали, смеется при этом.В глаза смотрит. Беспокоит:Редко откликается на имя,не выполняет просьбы,нет указательного жеста, если ему что то нужно возьмет меня за руку и тащит туда куда ему нужно.Речи нет,только непонятные слоги,и то редко(несколько раз в день).Машет ручками когда радуется,это тоже беспокоит.Не показывает где мама,папа и т.д. Ходит в частный садик,там таскает воспитателя за руку.С детьми не играет,отбирает у них за столом печенье например.Бежит к чужим родителям,которые приходят за детьми и проситься на руки к ним. Когда ухожу я,цепляется за мою ногу,бежит за мной до дверей,не хочет отпускать. Анна Викторовна,что с ребенком ?Опасно ли это состояние и чем?спасибо
Добрый день! К сожалению, действительно очень похоже на РАС. Вам нужно как можно скорее начать интенсивную программу вмешательства по АВА-терапии. Есть замечательная книга "Денверская модель раннего вмешательства", очень рекомендую. Но безусловно книга не заменит работы со специалистами
Анна Викторовна,мы с июня месяца записались к дефектологу на занятия будем ходить.И невролог назначил церебролизин и энцефабол,стоит ли принимать?Поможет ли это все? Я ужасно переживаю,так то он ведь у нас на руки просится постоянно,любит когда его обнимает,целуют. Понимает слово нельзя,если скажешь закрой дверь ,он закроет.В игрушки играет,правда больше пирамидки и шарики перекладывает из ведерка в коробку например. В глаза он смотрит.Просится в подъезд по лесенкам ходить.Но не откликается на имя и не выполняет просьбы и машет руками. Анна Викторовна,на сколько у нас вероятен аутизм в процентном соотношении?
Очень хорошо, что записались на занятия! Я практически не знаю детей с аутизмом, которым бы не нравилось, когда родители их обнимают, целуют, держат на руках и пр. То есть в данном случае это совсем не показатель. Взгляд в глаза - действительно, чаще всего дети с аутизмом избегают взгляда в глаза, особенно во время общения с чужими людьми. Но при этом многие смотрят в глаза своим родителям. Также есть дети с РАС, у которых нет проблем с глазным контактом. Самые главные нарушения, которые мы видим при аутизме в возрасте до 2-2,5 лет - это отсутствие совместного/разделенного внимания, то есть отсутствие указательного жеста, нежелание ребенка поделиться, разделить свою радость/удивление/страх с родными людьми. В норме ребенок, увидев летящий в небе самолет, покажет на него пальцем и посмотрит, а видит ли мама этот самолет? Или, услышав непонятный звук, посмотрит - а как мама реагирует? И если мама спокойна, улыбается - ребенок тоже скорее всего будет спокоен. То есть в норме дети стараются разделить с мамой свои эмоции. Также отклик на свое имя - один из важных признаков нормотивного развития. Если ребенок не реагирует на имя, на речь вообще - необходимо начать с проверки слуха, при чем не только периферического, но и центрального. Если со слухом все хорошо, тогда встает вопрос о нарушении развития (зпр, аутизм и др). Еще один признак, отличающий детей с РАС - это стереотипность интересов, деятельности. Застревание на чем-либо. Также у детей с РАС подражание чаще всего находится на низком уровне - они редко стремятся делать то же, что их сверстники или близкие (не отбирает лопату, чтобы тоже копать песок; не берут формочки в песочнице, чтобы сделать такие же куличики, как другой ребенок; не держит телефон возле уха как папа и пр). На счет лекарств, к сожалению, не могу ответить - это выходит за рамки моей компетенции. Аутизм у вашего ребенка, или какое-то другое нарушение, заочно сказать невозможно. К тому же диагноз в России ставит врач психиатр, и основание для диагноза - наблюдение за ребенком и очень подробный опрос родителей. Часто необходима консультация у смежных специалистов, в частности генетика, невролога и пр. Также есть некоторые опросники (в том числе в интернете выложены) для того, чтобы оценить риск наличия аутизма у ребенка.
Анна Викторовна здравствуйте.Вот почти два месяца как мы отменили планшет.Ребенок стал понимать немного обращенную речь,,,,иди сюда,,,если сказать ,,,дай,,,,иногда даст,но не всегда.Если говорю,где папа,,,,бежит к дверям.Когда собираемся в садик,приносит мне мою сумку.Иногда приносит свои вещи,подает мне,чтоб одела на него.Когда засыпает всегда обнимает меня и кладет ладошки мне на щеки. Указательного жеста так и нет.Не говорит.И машет руками при радости. Скажите пожалуйста, я могу надеяться,что это не аутизм?
Здравствуйте! Прошу прощения за задержку с ответом. Я вижу, что у вас есть динамика - он стал лучше понимать обращенную речь. Это очень хорошо, но занятия интенсивные вам просто необходимы. И повторюсь, о чем писала выше - я не имею права ставить диагнозы. Что касается можно ли надеяться - можно, но необходимо совмещать это с занятиями. Пока он маленький, вы можете сделать очень, очень многое. Не теряйте времени.
Здравствуйте Анна Викторовна,Спас ибо за ответ.Мы начали принимать энцефабол и церебрум композитум,ребенок стал понимать обращенную речь,выполняет просьбу,,дай,,,,понимает где горшок,если что то нужно то выражает это правда плачем,но несет например творог,чтоб ему открыли,открывает,закрывает баночки,бутылочки.несет носки или обувь,чтоб ему одели.Один никогда не играет,чужих людей и мест не боится.Делает ладушки,если попросить.Боиться только врачей.Перестал махать руками. Беспокоит отсутствие указательного жеста и отсутствие речи.По этим двум показателям,можно говорить об аутизме?
Добрый день! Давайте попробуем пройтись по основным критериям, на основании которых психиатр может поставить ребенку расстройство аутистического спектра. Ниже - критерии и мои к вам вопросы. 1. Нарушения в области социального взаимодействия. Проявляет ли ребенок интерес к тому, что вы делаете в течение дня, то есть наблюдает ли за вашими действиями? Проявляет ли интерес к играм других детей (наблюдает за их игрой, пытается подойти)? Повторяет ли он за вами и за детьми какие-то действия (например, если другой ребенок в песочнице начал песок подбрасывать вверх, то и ваш ребенок начинает делать то же самое; если вы вытираете стол, то и ребенок берет тряпку и тоже пытается вытирать; берет папину отвертку и делает вид, что закручивает винтики и пр.)? Улыбается в ответ на вашу улыбку? Если вы присоединяетесь к его игре - он дает вам возможность поиграть, смотрит как вы играете, повторяет за вами? 2. Нарушения в области коммуникации. Смотрит ли он вам в глаза во время того, как вы к нему обращаетесь? Если у вас в руках то, что он очень любит, и он пытается взять эту вещь из ваших рук, а вы не отдаете - он посмотрит вам в глаза? Или, если вы дуете мыльные пузыри, и в какой-то момент останавливаетесь, во время ожидания он посмотрит на вас? Мол, почему не дуешь? Если что-то пропадает из поля зрения, и вы говорите "нету"- он может развести руками, как и вы? Он использует вашу руку, чтобы показать на что-то (то есть вместо того, чтобы показать самому рукой наверх, берет вашу руку и тянет ее)? 3. Стереотипность, ограниченность интересов и деятельности. Нет ли у него зацикленности на каких-то предметах? Можно ли сказать, что какие-то кнопки, вентиляторы и пр. привлекают его гораздо больше, чем игрушки? Играет ли он с игрушками согласно их функциональному назначению (машинки катает, делает пробки, перевозит грузы; лепит вместе с вами зайчиков из пластилина, собирает с вами цветочки из мозаики)? Помимо ответов на вопросы, попрошу вас пройти тест https://test.autism.help/ и сообщить, какой процент риска получится.
Анна Викторовна здравствуйте,постараюсь ответить на вопросы. 1.в области социального взаимодействия:Ребенок проявляет интерес, что я делаю и наблюдает за моими действиями.Про детей других ответить не могу,потому что в нашем окружении нет детей,Мы живем на севере и в песочницы пока не ходим,снег лежит,потом понаблюдаю.Нет ребенок за нами не повторяет,не вытирает стол и не делает вид,что прикручивает винтики.На нашу улыбку,в ответ улыбается.Если я присоединяюсь к его игре,да он повторяет смотрит как я играю. 2.нарушения в области коммуникации В глаза смотрит хорошо.Если у меня что то в руке,что он любит,он посмотрит не в глаза мне ,а на этот предмет.Если дую мыльные пузыри и остановилась, то он посмотрит на меня в ожидании.Если что то пропадет из поля зрения, он не разведет руками как я.Использует мою руку,вместо того чтобы показать вверх. 3.стереотипнность,ограниченность интересов и деятельности. Зацикленность на предметах нет,если не считать,что он постоянно следит за дверями,лифта,автобуса,квартиры.за этим всегда наблюдает.И кнопки и игрушки привлекают одинаково.По назначению только пирамидки,сортер,конструктор. Скажите какой риск аутизма?
Здравствуйте! Ваши ответы несколько неоднозначны. С одной стороны, вы говорите о том, что он наблюдает за вашими действиями с интересом, с другой - не повторяет за вами. Как правило, интерес и повторение, имитация идут рука об руку. Если ребенку интересно, что делает мама, он, как правило, пытается за ней повторить. Меня этот момент, признаюсь, сбивает с толку. Само себе отсутствие указательного жеста, без других симптомов, не показатель. А вот если в купе с отсутствием указательного жеста нет и совместного/разделенного внимания, о котором я писала в одном из сообщений вам, то да, это очень настораживает. Я думаю вам стоит выбраться в ближайший крупный город, чтобы показать ребенка хорошим специалистам. Это развеет ваши сомнения, и будет понятно, над чем и как нужно работать.
Консультация психотерапевта на тему «Подозреваю аутизм» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 15 февраля 2018
О консультанте
Сайт
Подробности

Клинический психолог, детский нейропсихолог. Специалист по прикладному анализу поведения (АВА-терапия) для детей с нарушениями в развитии.

Телефон для записи: 8-925-369-91-77.