анонимно, женщина, 36 лет
Здравствуйте. Дочке 1 год и 3 мес. Родилась в срок. При рождении был поставлен диагноз гемолитическаЯ болезнь средней степени. Прошли лечение. Делали УЗИ головного мозга при рождении, в 1 мес. и 5 мес. Все в пределах нормы. Переворачиваться, сидеть ходить начала во время. Но почему-то до сих пор не говорит ничего. Регулярно только -ки (кот). Иногда может сказать как кричит киска, гусь, собачка. Очень редко - нана (надо). При этом обращённую к ней речь понимает. Простые задания выполняет: иди сюда, отнеси папе книжку, принеси куклу. Сама собирает пирамидку, приносит книжки, слушает, когда ей читаешь. Танцует под музыку. Если ей что- то нужно, то показывает пальцем и злится , если не понимаю. В год были у невролога. Врачем поставлен диагноз: темповая задержка раннего речевого развития, нарушение формирования экспрессивной речи. Назначено лечение: когитум по 1,5 мл. В течение 1 месяца. Лечение прошли, а результатов нет. Очень прореживаю по этому поводу. Старшая дочка к этому времени уже говорила достаточно много слов. Да и у родной сестры сын с Диагнозом ЗПРР и расстройством аутического спектра. Посоветуйте, пожалуйста, как помочь ребёнку заговорить. Спасибо.
Отвечает Шацкова Екатерина Владимировна
нейропсихолог, медицинский психолог
Здравствуйте!
Могли бы вы рассказать, как проходило речевое развитие: когда появились гуление, лепет?
Есть ли у дочери трудности с выражением своих эмоций, например, всегда ли она высказывает дискомфорт, когда больно или голодная (плачем, криком)? Меняется ли выражение лица при радости, испуге, неприязни?
во что любит играть, как проводит свое время? Любит заниматься играми одна или ей все же приятнее в компании с другим человеком?
Спасибо
анонимно
Здравствуйте. Спасибо, что откликнулись на нашу проблему. Гуляние началось вроде во время. Если я правильно помню месяца в 3,4. Потом начались слоги. В месяцев в 10 были многократно повторяющиеся ма, па, тя. Потом они пропали. Эмоции выражает достаточно понятно. Когда радуется, то смеётся, улыбается, хлопает в ладоши. Если злится, то выставляет вперёд кулачки и кричит, ругается, плачет. Активно использует указательный жест. Показывает пальцем на все, что ей нужно. Одна играет мало. Приносит игрушки взрослым, чтобы с ней играли. Играет: пирамидками, юлой, каталкой на палочке, куклами, зверюшками. Больше всего любит, чтобы ей читали книжки. Приносит, даёт в руки. Внимательно слушает, когда читают. Прошу показать героев книжек. Показывает в основном правильно.
Шацкова Екатерина Владимировна
Здравствуйте!
Спасибо за пояснения!
На всякий случай можно сделать ЭЭГ.
Пока ребенок маленький, коррекционные занятия со специалистом-нейропсихологом ей не показаны. По поводу логопеда тоже не уверена, что целесообразно работать с таким малышом.
Обязательно читайте, как можно больше. Ваша речь должна быть насыщенной, интересной, красивой, яркой. Добавляйте эмоции, мимику, жесты. Также важно "не понимать" ребенка, когда он пытается говорить на своем языке. Конечно, не перегибая палку.
Старайтесь озвучивать каждое действие, комментировать каждое событие, называть каждый предмет. Речь не берется из ниоткуда, поэтому важно, чтобы ребенок практически постоянно слышал хороший, грамотный разговор.
Касательно диагнозов сейчас говорить рано. Задержка речи может быть и без серьезной патологии. Но вам нужно наблюдаться у невролога, психоневролога, совершать плановые визиты и экстренные в случае неожиданных изменений, если они случатся (например, полная потеря речи), хотя на мой взгляд из того, что вы описали, пока не выходит ничего критичного.
Всего вам доброго!
Ответ опубликован 4 января 2018