Консультации / Психология и психиатрия

Аутизм или нет

Уважаемый Ариэль Аркадьевич! Моему сыну сейчас 2 года и он не говорит, вообще. Помогите, пожалуйста, разобраться с причинами. Родился на 39 неделе с асфиксией и брадикардией путем выдавливания, так как падало сердцебиение. Как потом выяснилось - был истинный узел пуповины. Выписали из роддома с оценкой 8/9, тонус мышц, НСГ в порядке. Сел в 8 месяцев, пошел в 1.3. Развивался  как бы немного с опозданием, но играл, собирал сортер, брал в руку животных, которые ему называли. Мало отзывался на имя, не было указательного жеста, все абсолютно тянул в рот, не выполнял никаких инструкций и просьб, хотя рукой показывал в книгах то, что его интересовало и мы ему это озвучивали. Он был помешан на шнурах и проводах, переноску таскал за собой, шнуры тыкал, чтобы ему привязывали то к одной машинке, то к другой. В июле этого года, когда ему было 1.9, мы поехали на море. Там он боялся плавать в круге, боялся, когда мы его на руках несли в воду, но хорошо играл на берегу, с лопаткой, дальше тянул все в рот, даже камни на пляже. Все, что он хотел - кататься на качелях. После моря мы пошли к невропатологу и он написал: минимальная мозговая дисфункция, РАС под вопросом и назначил когнум по 1/2 таблетки 2 раза в день. Сделали ЭЭГ - все хорошо, проверили слух - все в норме. После этого ситуация значительно улучшилась (возможно, подрос, а может таблетки повлияли). Появился указательный жест, он начал много всего замечать на улице, причем когда его что-то интересует на улице, в книге, то он показывает пальцем и громко произносит протяжные звуки, типа уууии, аииии. Когда видит кота живого или в книге, почти всегда говорит диди - это единственное, что подобное какое-то слово. Постоянно показывает номерные знаки машин, буквы и цифры в книгах. Заставляет нас ему повторять одно и то же много раз: например показывает по несколько раз подряд что-то в книжке. Составляет пазлы, пирамиду из кубиков, катает машинки. Любовь к веревочкам, которые надо привязывать к машинам, не прошла, но он уже не трогает электрические провода. Понимает "нет", но часто бурно на него реагирует. Бросает с силой предметы, особенно, когда рад или злой. Любит маму и папу, обнимает, целует, часто обнимает и сразу сжимает так, что напрягается всем телом. Бабушек и дедушек тоже любит, радуется, когда они приходят. Но часто, когда кто-то приходит, он сначала что-то бросает, а потом подбегает, тянет за руку. На чужих реагирует нормально, к незнакомым, например, в лифте, улыбается, может подать руку . НЕ просится в туалет. Сам ест яблоко, бублики, ложкой немного умеет есть, но неуклюже, не хочет есть сам. Пьет из поильника или чашки, но больше любит с соски. В одежде не разборчив, ему все равно. Когда ему что-то нужно, то тянет за руку, а потом показывает пальцем, что именно он хочет, часто при этом говорит уу, ыы. В еде разборчив, то есть ест разную пищу: и мясо, и каши, и овощи (сырые не хочет), и фрукты, но не все. Но это наверное я сама виновата, потому что долго ему отдельно готовила. С детьми не играет, но может показать пальчиком, что там мальчик или девочка на качели. Может подойти, потрогать. Нету сюжетной игры - может покормить или полечить зверей, если я попрошу. Если видит телефон, то прикладывает к уху. Если хочет яблоко, то бежит несет его к умывальнику и тянет меня. На улице он не ходит, а только бегает, редко, но иногда оглядывается, есть ли я, бегает по пандусам, любит ходить по лестнице. На площадке качается на качели (может кататься очень долго), лазает по лесенке, съезжает с горки. Что меня очень тревожит - его очень трудно научить что-то повторять - вот "пока" он не машет сих пор. Но вот несколько раз видел, что я палочкой доставала ему из-под дивана машинку, а после второго раза сам бежал, ,брал эту палку, чтобы ему достали машинку. Умеет со стихотворения показывать высокий домик, широкий домик, тук-тук молотком и наверное все. Сейчас может показать очень много предметов, животних, техники, если его спросить "где...?". Понимает обращенную речь. Выполняет много инструкций, но иногда под настоение: принеси, дай, выключи свет, закрой двери, выброси в мусор. Смотрит в глаза, особенно когда обращается с какой-то просьбой. Отзывается на имя, когда не сильно чем-то увлечен. Когда хочет что-то показать, особенно в книжке, то принесёт книжку мне. Ещё один момент, который настораживает: он очень быстро переключается с одного занятия на другие, причем не закончив. Это меня очень волнует, потому что я ему что-то показываю, он посмотрит несколько секунд, а потом увидит что-то другое и уже занят этим. Извините, что все так сумбурно, но я уже вся извелась. Некоторые из врачей-психологов (били у троих) говорят, что это СДВГ, одна - что аутизм, потому что не играет в сюжетные игры и не смотрел на нее, а лазил везде в ее кабинете. Я уже выплакала все слезы. Помогите разобраться, пожалуйста! С Вашей точки зрения, может это быть аутизм или что-то другое? Благодарю заранее!
Здравствуйте! Аутизма я тут не вижу. Совсем. СДВГ - вряд ли. Может быть ЗПРР, но надо разбираться и тестировать. Думаю, что Ваши проблемы вполне решаемы при правильном, квалифицированном и очном подходе. Причем, достаточно быстро.
Ариель Аркадьевич! Благодарю Вас за Ваш ответ! У меня как гора с плеч! Скажите, у меня появился еще один вопрос. Я как-то забыла об этом написать в первой части. Сын начал странно себя вести: сидит, например, смотрит мультики и часто сжимает кулаки и сильно скрипит зубами. Раньше это было реже, а сейчас повторяется в день достаточно часто. Или подходит ко мне, берет меня за щеки или шею, сжимает со всей силы и скрипит зубами. Меня такое поведение пугает и настораживает. Скажите, пожалуйста, с чем связано такое поведение? О чем это может свидетельствовать? Заранее спасибо!
Это самостимуляция. Может быть достаточно агрессивной. Как только начнете применять квалифицированный подход (после тестирования) - вопрос решится.
Консультация психотерапевта на тему «Аутизм или нет» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 20 ноября 2017
О консультанте
Сайт
Подробности

Врач-психиатр, психиатр детского и подросткового возраста, психо-реабилитолог проконсультирует по всему спектру психиатрических заболеваний детей и подростков.

Телефон для записи: +7-903-936-59-55.

Задать вопрос