Детская шизофрения

анонимно, женщина, 28 лет
Здравствуйте. Моему сыну 5 лет. Уже год мы стоим на учете у невролога. Изначально нас беспокоили вокальные тики (хмыкания), гиперактивность . Ребёнок принимал фенибут, реакция обратная. Начали принимать тералижден и пантогам. Эффект был, тики практически исчезли, ребенок стал спокойнее, через 2 месяца наш невролог решил, что нужно переходить на гомеопатию и прописал сироп эдас 306. С началом его приема хмыкания вернулись с большей частотой, гиперактивность тоже вернулась. Мы снова отправились к неврологу. Нам снова назначили тералижден и пантогам, но уже результата не было, нам увеличили дозу пантогама. Примерно 2 недели после начала приема был эффект и потом постепенно снова вернулись хмыкания, к ним добавились вскрикивания и закусывание верхней губы. Невролог нам поставил диагноз генерализованные тики, гиперактивность и СДВГ, прописал сонапакс. Принимали мы его 2 месяца, первый месяц был эффект, после пошло снижение эффективности сонапакса. Находясь заграницей мы его прекратили принимать так как он закончился. 3 недели ребенок был совершенно без каких либо лекарств. По возвращению в Россию мы оказались в гастроэнтерологии. Врач обратил внимание на безобразное поведение ребёнка. Ребёнок не мог сидеть на одном месте даже 10 секунд, он постоянно что-то трогал, лазил по шкафам в кабинете врача, вставал на весы, прыгал на ростомере, хлопал подголовником кушетки и даже залез ногами на подоконник, я просто физически не могла его удержать. При попытке взять его на руки, он брыкался и пинался и требовал отпустить. Нам вызвали невролога которая посмотрев на это поведение, задав мне пару вопросов и изучив всю историю нашего лечения у невролога пришла к выводу, что ребенку требуется не невролог, а психиатр. Нам назначили консультацию у психолога и психиатра. У психолога он не сразу согласился сесть за стол и выполнять задания. Он играл игрушками в кабинете и игнорировал мои просьбы сеть за стол.Психолог сама посадила его на стул, обняла и стала показывать задания, после этого он начал их выполнять. Она сказала, что со всеми заданиями ребенок справился хорошо, он очень умный и сообразительный. На приеме у психиатра он отказался сесть за стол и отвечать на вопросы врача. Играл в игрушки отвернувшись от нас. Он ими стучал, рассматривал. В середине приема он просто молча вышел из кабинета. Я рассказала о поведении сына. Что он очень умный и сообразительный, хорошо разговаривает, речь грамотная. Легко усваивает новую информацию, хорошо учит стихи. Если не получает желаемое он садится на пол кричит и плачет и при этом говорит, что я хочу чтобы он умер и поэтому не выполняю его желание. Игрушки не бережет, ломает, стучит по ним. Бьёт младшую сестренку и чаще так чтобы никто не видел. Он может тихо подойти когда она играет в игрушки на полу и встать ногой на её ногу. Он толкает её в спину и кидает ей в лицо игрушки. Хочу отметить, что разделения между детьми я никакого не делаю и поводов для ревности не создаю. Даже наоборот в силу характера и поведения сын получает от меня больше внимания чем дочь. К чужим маленьким детям он относится прекрасно, может обнять и даже поцеловать, сказать при этом : какой маленький и миленький малыш. Он очень общительный, всегда первый начинает разговор с детьми и первый идёт на контакт, очень переживает если с ним вдруг отказываются играть и просит меня найти кого нибудь из детей с кем он мог бы играть. В игре с детьми он часто идёт на уступки лишь бы с ним играли, готов играть второстепенную роль. Очень хвастлив и всегда показывает обновки детям в садике. Ребёнок очень говорлив, часто рассказывает совершенно чужим людям о своей семье и обо всем, что происходит в доме. Очень обидчив. Настроение сильно зависит от побед и неудач. Проигрывать совершенно не любит и не может. От проигрыша плачет, злится. К посторонним людям относится с большим уважением, чем к членам своей семьи. Он может обзывать нас если мы ему в чем то отказываем, кидать в нас игрушки, бить ими об пол, кричать что больше он нас не любит и требует чтобы мы ушли из дома. Изредка и только дома, он начинает дурачиться снимая нижнее белье и показывая нам интимные места и при этом смеется. При посторонних так не делает. Семья у нас не полная, папа живёт отдельно и в жизни ребёнка участие не принимает. Хочу заметить, что отец ребёнка имеет диагноз "шизофрения параноидальной формы". Отец тоже ооочень говорлив, может говорить по телефону по несколько часов обо всем на свете и часто он говорит, что его телефон прослушивают. Он зависим от телефона, социальных сетей и общения. Ещё он страдает манией величия. Как оказалось, почти вся семья отца ребенка имеет психические или неврологические проблемы. У одной из сестер есть тики, вторая агрессивная и очень болтливая, несколько раз она попадала в больницу с нервными срывами (но при этом люди очень образованные и имеющие по 2 высших образования). Психиатр написала нам диагноз F84.5 и сказала, что у моего ребёнка тоже шизофрения и нужно оформлять инвалидность. Прописала нам хлоропротиксен по 1/4 таблетки утром и вечером. Почитав информацию о данном диагнозе, я была сильно удивлена, ведь симптомы у нас совершенно другие. Хотела узнать, на основании всего вышесказанного можно ли утверждать, что у ребёнка шизофрения? Или всё же это гиперактивность и СДВГ? Что я могу сделать для своего ребёнка, кроме медикаментозной поддержки, чтобы болезнь если она есть, не имела дальшейшего развития или излечилась полностью?

Отвечает Никитина Анна Викторовна
детский нейропсихолог
Здравствуйте! На счет диагноза проконсультировать, к сожалению, не могу. Помимо шизофрении (симптомы которой я не увидела в вашем описании) есть множество других диагнозов. В нашем Центре, например, занимались несколько детей с подобным поведением, у некоторых из них стоял диагноз синдром Аспергера, хотя конечно ряд врачей ставили шизофрению. Были дети с неустановленными диагнозами, но с очень разрушительным поведением. С помощью АВА эти дети успешно адаптировались к социуму. Поэтому совет у меня один - как можно скорее начинайте работать в рамках прикладного анализа поведения под курацией специалиста. Возможно и медикаментозная поддержка понадобится, это решение должен принимать психиатр. Хороший психиатр. С гиперактивностью успешно справляется нейропсихологическая коррекция.

Консультация психотерапевта на тему «Детская шизофрения»дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 30 октября 2017
Информация предоставляется в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обращайтесь к врачу.