Ребенок 3 10 не понимает обращенную речь

анонимно, мужчина, 3 года
Здравствуйте! Начну по порядку. Ребенку 3. 10. Беременность была тяжелая токсикоз, пиланефрит. Роды стимулировали. А когда ребенка принесли заметила красное пятнышко в глазу. С рождения очень беспокойный ребенок плохо спал, постоянно плакал. Но сидеть рано начал, ходить в 10 мес. Первые простые слова мама папа баба дай повторял в 6 мес уже. Головку держал рано начал. Был гиперактивен. И от этого в пол года упал и ударился затылком закатился легли в больницу, нашли шейный подвывих родовая травма. И раз в 3-6 мес закатывался, не дышал , синел. Регулярно ходили к неврологу. Препараты все ставили пили столько сколько нужно. Сказали эти приступы пройдут возможно к 3 годам. После закатываний заметила что у ребенка медленнее развивалось психическое развитие и умственное. Не стал говорить слова вообще. Глазки итд поздно стал показывать. С картинками не работает. Если не досмотрю может сходить в штаны. Обращенную речь плохо понимает. Приводила к психиатору, неврологу, логопеду, психологу. У всех наблюдаемся, к логопеду вожу на занятия 2 р в нед по 20 мин. В сад пойдет новый на след неделе. Ходили в специализированный понадеялись на помощь дефектолога. Она нам отказала:"не обязана" причины мы не поняли. На данный момент сидя дома я не могу упускать время! Врачи все сказали что лечить мекаментозно. И то список препаратов которые нам можно не большой так как в 3 случился приступ эпилпсии. Все обследования сделали. Подтвердилась эпил. Еще нашли кистк на головном мозге. Я очень напугалась. Меня успакоили скзав что она не большая и не может ему вредить. Смотрю видео уроки дефектологов психологов. Занимаюсь с ним в 10 утра. Каждую неделю покупаю ему игрушки для развития логики мышления и мелкой моторики. Продвижения конечно пошли. Он стал выполнять несложную инструкцию. Повторяет все услышанное но предложениями не говорит. Может нарисовать круг. Глазки носик ротик. Животных знает но не хочет показывать и отвечать кто это. Может запомнить небольшие потешки и рассказать. Если что то ему нужно он либо просто плачет либо одним словом говорит если может. Долго изучаем цвета. Он говорит тиний деленый касный. Но не показывает их и не дает тот цвет что я прошу. На горшок приучаем по ПАП методике. Сходил, похвали всей семьей, дали награждение. Поэтому стал ходить на горш. более менее. Ко всем людям идет и улыбается все говорят что очень открытый и "солнечный" ребенок! Когда задаем ему вопросы смотрит в глаза и потом смеется не отвечая. Слух очень хороший. Умеет играть с мячем помогает наладить на стол. Одевать умеет только низ(одежда) и пуговицы. Хотела очень обратиться к нейропсихологу , но, к сожалению, его в нашем городе нет. Семья полная,благополучгная. Больше всего пугает то что он не может отвечать на вопросы , труднообучаем и его излишняя гиперактивность( не может мне дать расплатиться в магазине, например, может выбежать и на дорогу. Это очень страшно. Чувство страха нет практически. Я думаю медикаментозно лечить-этого будет мало. И мои занятия и занятия с логопедом тоже. Что бы вы мне могли посоветовать? Что я еще могу сделать? Может для такого ребенка специальные методики воспитания существуют? Все обследования и диагнозы из карты могу Вам отправить.

Отвечает Никитина Анна Викторовна
детский нейропсихолог
Доброго времени суток! Очень здорово, что вы так много занимаетесь. Его успехи - во многом ваша заслуга. Но прочитав ваше сообщение, мне показалось, что у вас нет единой структуры, над чем работать. Вы стараетесь научить его как можно большему количеству навыков, в том числе цветам, названиям животных. При этом самое главное - обучение приемлемому поведению (чтобы он не выбегал на дорогу, например), а также обучение просьбам (чтобы он мог попросить то, что ему нужно), обучение диалоговой речи остается, по всей видимости, за рамками вашей с ним работы. Я бы вам рекомендовала расставить приоритеты в обучении его навыкам. Если я вас правильно поняла, и под «труднообучаемостью» вы подразумеваете, что он часто не соглашается заниматься, не выполняет то, что вы ему говорите, то начинать нужно именно с этого. На языке поведенческих аналитиков это называется «установление руководящего контроля». Несмотря на такое строгое название, обучение этому навыку очень комфортно для ребенка, если все делать правильно. После того, как руководящий контроль будет установлен (подробнее об этом можете найти в интернете, а также прочесть в книге Роберта Шрамма «Аутизм и АВА терапия»), можно будет начать работу над остальными навыками. Необходима очень последовательная работа над обучением его просьбам, а также другим навыкам. Но в рамках этого ответа я не смогу составить программу занятий, к тому же необходима помощь специалиста чтобы оценивать продвижение по программе. Если есть возможность – найдите куратора/супервизора, который удаленно, по скайпу, сможет вас консультировать, составит вам программу занятий, будет давать конкретные рекомендации. Если есть вопросы - пишите!

анонимно
Здравствуйте! Под труднообучаемостью я имела другое. Может пол года назад он отказывался садиться на занятия и убегал. Сейчас проблема в другом. Он плохо запоминает, усваивает, трудно это все ему дается. Работала в саду, есть с кем сравнить ) дети они как губка все быстро впитывают, а он почему то не может. Сейчас пытаемся различать по половым принадл( мальчика от девочки и дядю от тети) но он так это странно всех называет дядями даже зверей дядями стал называть сколько бы ему мы не обьясняли. Вот в этом самая главная проблема. Ну и конечно непонимание речи. Он повторяет. Спрашиваю это синий? Он говорит синий. Или красный? Он так же повторит красный. Больше всего стали бояться что могут поставить уо. Как Вы думаете можно ли это исправить к школе?

Никитина Анна Викторовна
Здравствуйте! У меня к вам несколько вопросов. Какие предметы он сейчас может назвать, если спросите у него "что это?" или "кто это?" (если знаете примерное количество таких слов, то есть его активный словарный запас - тоже напишите, пожалуйста). Отвечает ли он на вопросы о действиях - "что делает?" ? Как часто он обращается к вам со словесной просьбой в течение дня? Каково разнообразие просьб, то есть просит ли он о 20 разных предметах, или же только о 2-3х? Напишите, пожалуйста, как именно вы учили отличать мальчика от девочки. И если ему задать вопрос вида "покажи, где дерево" - он покажет? Хорошо ли он ориентируется в предметах разных категорий (мебель, транспорт, животные, одежда), если вы будете просить его не назвать, а показать?

анонимно
У него, как мне кажется всегда по-разному, или может по-настроению. Так как он может сам на что то показать и назвать, примерно около 20 животных, 2 транспорта, 3 фрукта, ну в этом роде. Прилагательных может от силы 10 знает, глаголов больше самое необходимое просит( пить, есть, писать ит.д тоже где то около 20. Это те слова что он понимает, а те что просто повторяет их очень много. Могу спросить что это?" может и ответить и может на этот же вопрос например завтра зависнуть" задуматься. На вопросы что делает не отвечает. К нам не обращается мама папа ну или очень редко. Может сказать : папа кушать!" и все. Если ему что то нужно он просит одним словом пить, конфету, ит.д. обращается ну может за день раз 6. Нет дерево не покажет. Если что то показать, нет не показывает. Ощущение что ему непонятны просьбы. Назватьь ему самому ему легче. Часто просто ему говорю смотри это девочка а это мальчик. Ты мальчик а я девочка. Больше он мне кажется не поймет если я буду про стрижки и одежду говорить. А если все слова что он знает осмысленно и говорит их по делу то их может около 50. Вчера ему уже не 3 а стало 4 года.

Никитина Анна Викторовна
Доброго времени суток! Перечитала переписку с самого начала, и имея теперь больше данных, могу ответить на ваши вопросы: 1) вы спрашивали, какие занятия ему еще нужны, помимо логопеда и ваших с ним занятий дома. Однозначно - АВА терапия. Если в вашем городе нет таких специалистов, вы можете быть терапистом вашего ребенка, работая под удаленной курацией или супервизией специалиста. Описание того, как обучать его ответам на вопросы, если сейчас он эхолалично повторяет за вами, вы можете найти в книге М.Л.Барберы "Детский аутизм и вербально-поведенческий подход". 2) можно ли исправить к школе - я не смогу ответить на этот вопрос. Дети разные, родители разные. На моей практике встречались мамы, которые вытягивали своих детей на очень высокий уровень - благодаря тому, что работали системно, работали много, и под курацией. У вашего ребенка в его 4 года уже есть речь - поверьте, это очень много. Вам нужно просто в нужное русло направить работу с ребенком. Это совсем не цвета/формы или различение мальчиков/девочек, по крайней мере на начальном этапе работать нужно в других направлениях.

Консультация психотерапевта на тему «Ребенок 3 10 не понимает обращенную речь»дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 27 октября 2017
Информация предоставляется в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обращайтесь к врачу.