анонимно, женщина, 35 лет
Здравствуйте! Екатерина Владимировна, помогите пожалуйста - подозреваем аутизм у нашего малыша. Нашему долгожданному сынуле 1,5 г. Стали замечать что он не отзывается на свое имя, хотя до этого думали, что отзывается, но скорее всего это он реагировал просто на голос. Пальцем ни на что не показывает, сколько не пытались учить. Кушает все что даем, в глаза смотрит, но не всегда и не долго. Очень нравиться когда старшая дочь поет ему песни, почти всю песню сидит спокойно и смотрит ей в глаза, улыбается, даже смеется с восторгом. Сидеть на руках и ласки не любит, иногда лепит ладушки, но не по нашей просьбе, а когда захочет сам (обычно выражает восторг, но не долго, два-три раза хлопнет в ладоши, и все). Раньше (примерно в год) махал "пока", но затем перестал. Иногда (по настроению) по просьбе показывает на мне или муже глазки, носик и ушки. Любит играть в догонялки, "ку-ку" смеется. Иногда просится на руки, но не сидит, а практически сразу слазит. Книжки не любит, сколько пальцем не показывали зверей, смотреть не хочет, но может недолго перелистывать. Очень неусидчив, постоянно в движении. Умеет собирать пирамидку, но на долго его не хватает, зато без устали носит игрушки с дивана на стол, со стола на стенку и т.д., (причем все игрушки, не перебирая). Машинку не катает (сколько не показывали), зато любит кидать игрушки (в том числе машинки) на пол, и смотреть как она будет стучать или дребезжать. Любит доставать различные предметы из выдвижных ящиков шкафов, а затем обратно туда складывать. Шума (например неожиданно для него включенного блендера) не боится, на чужих реагирует спокойно, улыбается им. Просьбы принести игрушку или тапочки выполняет крайне редко, но при этом всегда понимает о чем его просят, т.к. смотрит на них, и даже может подойти и взять, но потом бросает. Некоторые просьбы выполняет с большим удовольствием, например "выброси памперс в мусорное ведро", "пошли кушать", "идем мыть руки". Речь понимает хорошо, знает практически все предметы в доме, например на вопросы "где картина?", "где чайник?", "где люстра?", и т.д., смотрит на них, но при этом пальцем не показывает. Очень любопытный, в поликлинике любит подбегать и заглядывать в открытые кабинеты врачей (так один раз подсматривал в приоткрытую дверь кабинета, а медсестра ему "ку-ку", он как засмеялся, и с восторгом побежал по коридору, даже при этом в ладоши хлопал. Из слов говорит "ма-ма", "ба-ба", "па-па", но не осознанно. Иногда может по нескольку раз повторять "пока-пока-пока-...", как по нашей просьбе когда кто-то уходит, так и сам по себе, беспричинно, когда ему это захочется. Много было повторов за мной, например спрашиваю "будешь банан"?, он в ответ "бана"; "где карточки?", в ответ "карт". Бывает вырвется "ав-ав" (опять же повторяет за нами), часто говорит отдельные слоги: "ка-ка", "ке-ке", "оки" "да-да"и т.д.. С детьми играть не получается, т.к. нет такого круга общения Недавно подошла к девушке с девочкой, такого примерно возраста как он, он взял девочку за руку, но потом сразу бросил и отошел, правда затем подбежал к ней и стал ковырять ее ботинки. В незнакомой ему обстановке (в гостя, больнице, магазине) никакого дискомфорта не испытывает, даже ему нравиться быть в незнакомых местах, все рассматривает с любопытством. Месяц назад наш ребенок перенес зондирование глазика, на котором он очень испугался и буквально изошел на крик, для него, по всей видимости, это был настоящий шок. Как Вы считаете, могло ли это нанести ему психологическую(или психическую) травму?
Заранее, большое спасибо!
Отвечает Шацкова Екатерина Владимировна
нейропсихолог, медицинский психолог
Здравствуйте!
Про аутизм нельзя говорить до 3 лет. Описываемая вами ситуация, на мой взгляд, не очень похожа на предпосылки аутизма.
А врачебное вмешательство могло нанести психологическую травму. Очень рекомендую очно проконсультироваться с детским психологом, я думаю, он поможет снять стресс после того, как ребенка напугали.
По поводу речи, мне кажется, пока не нужно беспокоиться, по крайней мере ближайшие несколько месяцев. Как можно больше разговаривайте с малышом, используйте богатые интонации, насыщенную речь, много показывайте вещей, рассказывайте про них, красиво читайте сказки, стихи нараспев. В принципе, должно наладиться. Если прогресса за пару-тройку месяцев не будет, то нужно обратиться к неврологу для консультации.
Всего вам доброго!
Ответ опубликован 9 октября 2017