Консультации / Неврология

Поражение мозжечка

Здравствуйте. У моего сына (7 лет) РОП ЦНС и миотонический синдром. Но это какое-то общее название. Я бы хотела знать точнее, где у ребенка патологический очаг. При рождении вес 4,3 кг, рост 54 см. Выдавливание. Как следствие, гематомы на голове, кровоизлияние в сетчатку глаз, отсутствие рефлекса опоры сразу после рождения и ещё в течение месяца после рождения, киста головного мозга. Постепенно накапливалась внутричерепная жидкость, в год поставили диагноз гидроцефалия. Назначенное лечение помогло, и к 3 годам МРТ показало нормальное количество жидкости в голове. Начал ходить в 1 год, начал бегать в 3 года, до 4 лет ходил только за ручку, в 5 лет не мог залезть по веревочной лестнице, в 5 лет начал отрывать ноги от земли при прыжке (но с трудом, вплоть до 6,5 лет врач ортопед говорил, что прыгает он, как дети на 2 года его младше), в 6 лет начал с трудом кататься на 3-колесном велосипеде. С рождения под наблюдением невролога. Сопутствующие заключения врачей: пирамидальная недостаточность с ног, церебральная ишемия, излишняя амплитуда движений в суставах, гипертензивно-гидроцефальный синдром, плоско-вальгусные стопы, гипоплазия 2 пальцев обеих ног. Регулярный массаж сочетаем с назначенным медикаментозным и физио лечением. В 4 года отдали на плавание в бассейн (сейчас его перевили в большой бассейн в группу начального спортивного плавания), в 5 лет отдали в группу ОФП по каратэ (с сентября переводят в начальную группу каратэ). У ребенка, наконец-то, появились мышцы на ногах. Жалобы: - мышечная слабость (руки, например, вообще, как плети болтаются), очень быстро устает, двери с трудом открывает - неустойчивость, проблемы с равновесием и координацией (от легкого толчка падает, постоянно запинается, роняет, всё валится из рук) - тремор рук (когда надо именно быстро написать буквы или цифры, быстро посчитать на пальцах или прохлопать ладошами заданный ритм, при волнении особенно руки ходуном ходят, как у старичка с болезнью Паркинсона, после физических нагрузок) - медленная речь (год назад с повторами: "мама ходила - мама ходила - мама ходила сегодня - мама ходила сегодня в - мама ходила сегодня в магазин", а сейчас только с паузами, повторы бывают редко). Друзей-ровесников у него нет, т.к. детям не хватает терпения его дослушать. - подозреваю задержку психического (не умственного) развития. У ребенка очень богатый не по возрасту словарный запас (по словам воспитателей и педагогов). Его взяли в 1 класс лицея. Читает и считает. (планирую в ближайшее время анонимно посетить психиатра) - плоско-вальгусные стопы (ортопед говорит, что слабые мышцы не могут удерживать свод стопы) На прошлой консультации республиканский невролог говорила что-то про мозжечок, про сосуды шеи, про спазм в шее, интенционный тремор (просила сына дотронуться пальцем до носа), но в карте ничего не написала. :???: Скажите, пожалуйста, где может быть проблемная область в голове? Какие обследования нам желательно пройти? На что обратить внимание? Как можно помочь ребенку? Это может быть поражение мозжечка?
Здравствуйте! РОП ЦНС - это раннее (в Вашем случае во время родов) органическое (означает безвозвратную гибель клеток мозга) поражение центральной нервной системы. Вы описываете: 1) симптоматику слабости во всех конечностях (руках и ногах). Отсюда у ребенка проблемы с прыжками, лазанием, удерживанием предметов. Это наталкивает на мысль и возможном поражении шейного отдела позвоночника во время родов. Я бы рекомендовала сделать МРТ шейного отдела позвоночника. 2)нарушение равновесия тела и координации+интенционный тремор, излишнюю амплитуду движений + брадилалию (замедленную речь) - за это ответственны такие участки головного мозга, как мозжечок и базальные ганглии. Скорее всего, во время родов ребенок испытал сильные ишемию и гипоксию (нарушение кровоснабжения), а так как крови в таком случае не хватает всему головному мозгу и лишь каким-то участкам в большей степени, то поражения многогранны (и речевые, и двигательные, и координационные). Как помочь? Ребенку нужны курсами 2-3 раза в год массаж и физиопроцедуры, направленные на улучшение питания мышц и улучшение проведения нервного импульса по нерву (магнитотерапия, электрофорез), ежедневная лечебная физкультура (то, что ребенок ходит в бассейн - это хорошо, а на счет карате - посоветуйтесь с тренером: в карате возможны травмы, а вам они совсем не к чему). Также курсами инъекции ноотропов. Для развития речи посоветую занятия с логопедом. Для улучшения точности движений попробуйте воспользоваться утяжелителями: это браслеты, которые можно приобрести в спорттоварах (или сшить самим мешочек-браслет с обычным речным песком). Вы правы - занятия с психологом не будут лишними. Они помогут ребенку менее болезненно воспринимать свою "необычность" по сравнению со сверстниками. Плюс важен микроклимат в семье: больше хвалите ребенка и не зацикливайте его внимание на неудачах.
Консультация врача невролога на тему «Поражение мозжечка» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 3 июля 2017
О консультанте