анонимно, женщина, 31 год
Добрый день! Сыну 2,5 года. Не говорит даже отдельные слова, даже "мама-папа", только по-своему что-то лопочет. Не отзывается на своё имя, игнорирует обращенную к нему речь, ходит на носочках. В возрасте 10 месяцев перенёс ЗЧМТ, лежали в больнице, там сделали КТ - сотрясение мозга, больше никаких повреждений, гидроцефалии тоже нет. Регулярно наблюдаемся у невролога. Аудиографию делали только в роддоме, всё было в норме. В этом месяце сделали ТНСГ и ЭЭГ - патологий и отклонений не выявлено (заключения обследований прикладываю). На данный момент наш невролог поставила нам диагноз ППЦНС и ЗРР, прописала курс кортексина, массаж, СМТ голеней, витамины и повторную аудиографию. Насчет слуха могу сказать, что он слышит: услышав музыку или звук открывающегося замка бежит посмотреть из другой комнаты. От незнакомых людей не шарахается, улыбается, с детьми контактирует: берёт за руку, обнимает. Играть любит с пирамидками, конструктором, поющими мягкими игрушками, узнаёт игрушки и на картинках героев любимых мультиков (смешариков, фиксиков), собирает крупные паззлы из 4 частей (но не всегда правильно), в сортёре формы правильно складывает (простые геометрические фигуры). В ролевые игры не играет, движения-жесты не повторяет. Если что-то нужно, берёт за руку, ведёт за собой и подносит руку взрослого к тому что ему надо. Пальцем не показывает, на реакцию взрослого на что-то не смотрит, если не дают что ему хочется - начинает плакать и топать ногами. Но можно отвлечь чем-то. Любит гулять, сам открывает замок входной двери. Ложкой, вилкой ест сам, пьёт из чашки. Для чего нужен горшок знает, если посадить - сделает свои дела, но сам не просится, если не посадить - будет мокрый. Насколько вероятны при таких исходных данных алалия, аутизм или другие заболевания, влияющие на интеллект? Очень переживаем по этому поводу, психиатр в нашем городе принимает после 3х лет.
Отвечает Шацкова Екатерина Владимировна
нейропсихолог, медицинский психолог
Здравствуйте!
Хочется сразу заметить, что сложно на таких исследованиях увидеть РАС, особенно до 3 лет. На мой взгляд, задержка речевого развития очень может быть обусловлена последствиями ЧМТ - в возрасте, когда была перенесена травма, все еще активно формируется подкорка, и нарушение может иметь причину в нейродинамике. В таком случае (да и в случае, если там все-таки есть что-то аутистического спектра, о чем, на мой взгляд, говорить однозначно до 3+ лет нельзя) очень показана нейропсихологическая коррекция.
Однако сложность в возрасте - не каждый специалист возьмется за такого малыша, ведь очень проблематично провести полноценную диагностику в силу того, что многие оцениваемые функции в таком возрасте еще не сформированы, и более четко разработать коррекционную программу. Но попробовать стоит.
В 3 обязательна явка к психиатру для подтверждения ЗРР или опровержения диагноза.
Вы сказали по поводу слуха, но стоит заметить, что нарушения здесь бывают разного характера. Слух бывает фонематический - звуки букв, и интонационный - ритмы, мелодии. Конечно, нарушение того или иного компонента может оказать влияние на восприятие речи и, соответственно, ее развитие. Тем не менее, это дело поправимое как минимум в ходе коррекции, а еще вполне может помочь преодолеть какие-либо трудности в развитии мозга назначенный вам сейчас препарат.
Помимо работы специалистов, нужна поддержка ребенку от семьи. Говорить с ним нужно постоянно. Красиво, сложно, с интонациями, хорошо петь песни, разыгрывать с ним простые сказки (вроде "покажи, как мышка пробежала, как курочка кудахчет" и пр).
Таким образом, сейчас вам нужен нейропсихолог, психиатр (3 года) и активное речевое общение в семье (в том числе и между взрослыми).
Успехов!
Ответ опубликован 31 мая 2017