Консультации / Логопедия

Растягиваю окончания

В 22 года растягиваю слова Здравствуйте, можете дать логопедический совет? Возникла такая у меня проблема, я очень сильно растягиваю окончания слов, делаю окончание утрированными, к примеру зада-ть, вопро-с, растягиваю последнию букву, и делаю ударение на них, скажите, есть ли решение как это побороть ?
Здравствуйте. В Вашем случае хорошо бы пройти комплексное обследование у невролога, психолога и логопеда. Очень похоже на начинающееся заикание. А в детстве не было логопедических проблем? или сейчас стрессов (я имею в виду не повседневные нагрузки, а что-то серьезное)? В роду есть заикающиеся? Я сейчас напишу небольшие выдержки из умных учебников, но услышьте меня, это мои предположения, окончательный вердикт даст только врач после осмотра и обследования! Начало заикания может быть различным. Иногда запинки появляются стремительно, внезапно. В других случаях заикание возникает постепенно, незаметно для окружающих. Человек растягивает гласные, останавливается, повторяет слоги или слова. До настоящего времени в литературе нет единой точки зрения на то, почему начинают заикаться. Механизм заикания современная медицина представляет примерно так: изменения нервной системы могут привести к перевозбуждению центра Брока (самого мощного из речевых центров), скорость его работы увеличивается, и речевой круг временно размыкается; перевозбуждение переносится на расположенные рядом участки коры головного мозга, отвечающие за двигательную активность. В результате возникают мышечные судороги, человек заикается, а центр Брока расслабляется до нормы и снова замыкает речевой круг. Точное, четкое, ясное и полнозвучное произношение гласных звуков обеспечивает выразительность речи. За счет изменения звучания гласных возможно в дальнейшем применение других техник: замедление темпа речи; выравнивание послогового ритма; использование “полного стиля” произношения. В основном за счет гласных звуков возможно интонационно окрасить речь и, главное, достичь ее слитного и плавного произнесения. Работу над голосом можно проводить в следующей последовательности: Занимающимся предлагается сделать диафрагмальный вдох и на выдохе произнести длительно, растягивая на весь выдох, звук “а”. Звук должен произноситься легко и свободно, при средней степени звучания голоса. Рот должен быть широко открыт, при этом звук “посылается” вперед. Следует следить за тем, чтобы заикающиеся не произносили звук на “остаточном” выдохе, т.е. чтобы начало выдоха и фонации совпадали во времени. Затем таким же образом предлагается протянуть гласный “о”. Для объяснения рациональной артикуляции гласного “о” можно использовать образ: “пинг-понговый шарик во рту”. При произнесении гласного “у” обращают внимание на то, что губы вытянуты вперед, при “и” — губы растянуты в улыбку, при звуке “э” — рот слегка полуоткрыт и т.д. В развитии речевого голоса у заикающихся учитывают атаку звука и регистр голоса. Под атакой звука понимают начало звука, т.е. включение в работу голосовых складок. Атака звука зависит от плотности смыкания голосовых складок и силы выдоха. Существуют три вида атаки звука: твердая, мягкая и придыхательная. При дыхательной атаке звука сначала слышится легкий шум выдоха, а затем слышится звук, похожий на “Х-А-А-А”. При мягкой атаке момент смыкания голосовых складок и момент начала выдоха совпадают. Звук получается мягкий, богатый обертонами. При твердой атаке сначала смыкаются голосовые складки, а затем осуществляется выдох. Звук получается твердый, часто резкий. В речевом голосе принято выделять три регистра: — грудной, или нижний регистр, в котором преобладает грудное резонирование; — смешанный или средний регистр; — головной или верхний регистр, в котором преобладает головное резонирование. При работе над голосом учат добиваться плавного перехода из регистра в регистр. В самом начале работы над голосом заикающиеся обучаются использовать грудной резонатор, так как это снижает напряжение голосовых складок. При обучении использованию грудного резонатора гласные звуки даются в следующей последовательности: А, О, У, И, Э. Такая последовательность связана с тем, что звук А содержит в себе резонирование как высоких, так и низких тонов; звуки О, У относятся к резонаторам низких тонов, звуки И, Э — к резонаторам высоких тонов. Для взрослых для ощущения звука в грудном резонаторе можно предложить произнести гласный А низким голосом, при этом ладонь приложить к грудине, слегка постукивая по ней. Заикающийся должен ощутить легкую вибрацию в области груди. Постановка диафрагмального дыхания и включение в звучание голоса нижних резонаторов позволяют поставить голос на “опору”. Эта снимает излишнее напряжение голосовых складок, стенок гортани и глотки, т.е. способствует снятию “зажимов”. При постановке голоса очень важно вызвать ощущение “открытой глотки”, которое закрепляется при произнесении гласных звуков. Важно, чтобы нижняя челюсть была расслаблена. Использование диафрагмального дыхания, использование нижнего резонатора, ощущение “открытой глотки” и расслабленной нижней челюсти позволяет литься голосу свободно и легко. На этом этапе начинается работа над развитием интонационно-мелодических характеристик. Работа над голосом продолжается затем на материале автоматизированных рядов, слов, словосочетаний и фраз. Работа над голосом должна быть систематической, регулярной, длительной. Объем работы над голосом и методические приемы зависят от возраста.
Консультация врача логопеда на тему «Растягиваю окончания» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 23 апреля 2017
О консультанте
Специализация
Дефектология, Логопедия