Консультации / Логопедия

ОВЗ и семейное обучение

Здравствуйте! У нас возникла довольно странная, совершенно непонятная мне ситуация со школой. Надеюсь, Вы поможете разобраться. Итак, ребёнку в 4 года был поставлен диагноз "аутизм". Все бесплатные специалисты, к которым нас официально посылали, признавали, что "ребёнок тяжёлый", и старались как можно скорее от нас отделаться - под любым предлогом. Нам это изрядно надоело, и мы стали обращаться исключительно к платным специалистам. Инвалидность никогда не оформляли и пока не планируем. Перепробовали много чего, получили неплохие результаты во многих сферах, кроме одной – речь. Он практически не говорит, хотя всё понимает. Плюс проблемы с самообслуживанием. Поэтому о том, чтобы пойти в школу на общих основаниях, мы и не мечтали. Нашли самый удобный для себя вариант – семейное обучение в обычной районной школе; принесли медкарту с перечислением всех диагнозов, кроме психиатрического, объяснили ситуацию. К нам отнеслись с пониманием, мы написали заявление о зачислении и начали учиться. Я занимаюсь с ним дома, в школу мы приносим выполненные работы, пишем там контрольные/тесты, их оценивают, ребёнка переводят в следующий класс – и все довольны. Сейчас ему 13, он учится в 6 классе по обычной программе. До этого года школу вполне устраивало, что я везде хожу вместе с ним и пишет ребёнок методом контактной поддержки. Однако вдруг в этом году мне заявили, будто бы для продолжения работы в прежнем режиме мы обязаны пройти ПМПК и получить статус ребёнка с ОВЗ. Объясните, зачем? Мы не претендуем на то, чтобы он посещал занятия наравне со всеми (я отлично понимаю, какой проблемой его пребывание в классе станет и для учителя, и для учеников); не требуем разработки какой-то особой, облегчённой программы; с учителями никаких трений не было – все к нашей ситуации относятся с пониманием; мы не скандалим из-за оценок; за все годы обучения не было ни одной проверки «сверху» (я это точно знаю, наводила справки стороной), которая нашла бы какие-то связанные с нами нарушения и предписала их устранить. На мой прямой вопрос: «С какой стати такие новшества?» – мне ответили: «Теперь так надо», но никаких ссылок на официальные документы не дали. Единственное, что пришло мне в голову – от нас хотят избавиться, получив официальную бумагу о том, что ребёнку нужны особые условия обучения, которые школа будто бы предоставить не может. Или я не права? Подскажите, зачем ещё может быть нужен статус «ОВЗ», если мы посещаем школу 2 раза в год в течение недели во внеурочное время, исключительно для сдачи аттестаций?
Здравствуйте. Я понимаю Ваше недоумение и беспокойство, но , действительно -так надо. Давайте разбираться. Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией ПМПК Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273 трактует статус так: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Дети с ОВЗ - это дети: с тяжелыми нарушениями речи, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития и умственной отсталостью. Статус «Ребенок с ОВЗ» дает право: на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом в ОУ;  на особый подход со стороны воспитателя, специалистов, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка; на выбор реализации адаптированной программы, рекомендованной ПМПК, как в образовательном учреждении по месту жительства, т. е. обычной образовательной организации, так и в специализированном учреждении для детей, имеющих те или иные нарушения развития;  на конфиденциальность информации о состоянии психофизического развития и неразглашении ее третьим лицам, не участвующим в процессе образования детей, определенные льготы при сдаче экзаменов.  Для определения статуса «ребенок с ОВЗ» родителям (при наличии показаний) рекомендуют своевременно пройти ПМПК. если вы не пойдете туда, это Ваше право, но тогда на основании чего ребенок учится в особом режиме, кто определил его педагогический маршрут и на каком основании будет сдавать экзамены в облегченном режиме? Диагноз- это медикцинская составляющая, а педагогам нужен именно этот документ, регламентирующий педагогический маршрут. Я работаю с детьми с ОВЗ, но не имею права заниматься с ребенком, не могу защищать его интересы, если нет результата ПМПК. ребенок будет учиться по обычной программе в классе, что приведет к множеству проблем, о чем и говорить не хочется. Это совершенно не страшно, это педагогический совет с учетом мнения врача о состоянии ребенка, и не факт, что Вашему ребенку будут даны какие то послабления! Вы пишете, что к Вам относятся с пониманием, и не обижайте учителей недоверием, что хотят избавиться от ребенка! Давно бы уже предложили перевести в коррекционное учреждение, а так они как могут, стараются вытянуть трудного ученика! мне кажется, стоит пройти ПМПК. Если же категорически нет, тогда будьте готовы к изменениям в условиях обучения. Это не мы придумали, и как бы не возмущались, никуда не деться.
Ещё раз здравствуйте! Похоже, вы меня неправильно поняли. Кроме меня и высококлассных специалистов, с которыми мой ребёнок занимается платно, никто его "образовательный маршрут" не определяет - он находится на семейном обучении, которое по закону разрешено любому школьнику, вне зависимости от состояния его здоровья. Школьные учителя с ним не занимаются и вовсе не "стараются вытянуть трудного ученика". Они просто оценивают его работы, а видят его два раза в год в течение 20-30 минут, если требуется написать тест в стенах школы . Всё их понимание состоит в том, что они перестали в ужасе от него шарахаться. Ни дефектолога, ни логопеда, ни психолога, с которыми ребёнок мог бы позаниматься бесплатно, в этой школе нет – равно как и во всех окрестных. Хотя нам, повторюсь, это и не нужно – мы помощь такого рода регулярно получаем, и на гораздо более высоком уровне, чем нам могут предложить во всех бесплатных центрах района. Перевестись в коррекционную школу нам не раз уже предлагали. И я даже была там с ознакомительным визитом. Во-первых, мне категорически не понравились условия, которые они предлагают, а во-вторых, в личной беседе директор, выслушав про особенности нашего ребёнка и посмотрев его работы, сказала, что мы и не их профиль тоже. У них учатся дети с УО, у нашего интеллект сохранен – зачем же отуплять ребёнка? Отсюда снова вопрос – зачем же именно нам получать статус ОВЗ, если диагноз давно поставлен, всю необходимую коррекционную помощь ребёнок получает, на семейном обучении числится в полном соответствии с Законом об образовании, а до экзаменов ему ещё три года?
Если обучение точно семейное, не домашнее и не надомное, тогда решение идти на ПМПК только за Вами. Все комментарии и положения в Законе об образовании.
Консультация врача логопеда на тему «ОВЗ и семейное обучение» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
О консультанте
Специализация
Дефектология, Логопедия
Образование
Московский институт повышения квалификации, олигофренопедагог дошкольных и школьных учреждений
Место работы
Государственное бюджетное образовательное учреждение, центр образования №656 им.А.С.Макаренко
Подробности

Московский институт повышения квалификации, олигофренопедагог дошкольных и школьных учреждений.

Работа с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, нарушения письменной речи, обусловленные проблемами в мышлении, внимании, памяти и т.д. Помогает включать в общеобразовательный процесс детей с диагнозами ММД,СДВГ, ЗПР.

Задать вопрос