Консультации / Логопедия

ОВЗ и семейное обучение

Здравствуйте! У нас возникла довольно странная, совершенно непонятная мне ситуация со школой. Надеюсь, Вы поможете разобраться. Итак, ребёнку в 4 года был поставлен диагноз "аутизм". Все бесплатные специалисты, к которым нас официально посылали, признавали, что "ребёнок тяжёлый", и старались как можно скорее от нас отделаться - под любым предлогом. Нам это изрядно надоело, и мы стали обращаться исключительно к платным специалистам. Инвалидность никогда не оформляли и пока не планируем. Перепробовали много чего, получили неплохие результаты во многих сферах, кроме одной – речь. Он практически не говорит, хотя всё понимает. Плюс проблемы с самообслуживанием. Поэтому о том, чтобы пойти в школу на общих основаниях, мы и не мечтали. Нашли самый удобный для себя вариант – семейное обучение в обычной районной школе; принесли медкарту с перечислением всех диагнозов, кроме психиатрического, объяснили ситуацию. К нам отнеслись с пониманием, мы написали заявление о зачислении и начали учиться. Я занимаюсь с ним дома, в школу мы приносим выполненные работы, пишем там контрольные/тесты, их оценивают, ребёнка переводят в следующий класс – и все довольны. Сейчас ему 13, он учится в 6 классе по обычной программе. До этого года школу вполне устраивало, что я везде хожу вместе с ним и пишет ребёнок методом контактной поддержки. Однако вдруг в этом году мне заявили, будто бы для продолжения работы в прежнем режиме мы обязаны пройти ПМПК и получить статус ребёнка с ОВЗ. Объясните, зачем? Мы не претендуем на то, чтобы он посещал занятия наравне со всеми (я отлично понимаю, какой проблемой его пребывание в классе станет и для учителя, и для учеников); не требуем разработки какой-то особой, облегчённой программы; с учителями никаких трений не было – все к нашей ситуации относятся с пониманием; мы не скандалим из-за оценок; за все годы обучения не было ни одной проверки «сверху» (я это точно знаю, наводила справки стороной), которая нашла бы какие-то связанные с нами нарушения и предписала их устранить. На мой прямой вопрос: «С какой стати такие новшества?» – мне ответили: «Теперь так надо», но никаких ссылок на официальные документы не дали. Единственное, что пришло мне в голову – от нас хотят избавиться, получив официальную бумагу о том, что ребёнку нужны особые условия обучения, которые школа будто бы предоставить не может. Или я не права? Подскажите, зачем ещё может быть нужен статус «ОВЗ», если мы посещаем школу 2 раза в год в течение недели во внеурочное время, исключительно для сдачи аттестаций?
Здравствуйте. Я понимаю Ваше недоумение и беспокойство, но , действительно -так надо. Давайте разбираться. Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией ПМПК Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273 трактует статус так: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Дети с ОВЗ - это дети: с тяжелыми нарушениями речи, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития и умственной отсталостью. Статус «Ребенок с ОВЗ» дает право: на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом в ОУ;  на особый подход со стороны воспитателя, специалистов, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка; на выбор реализации адаптированной программы, рекомендованной ПМПК, как в образовательном учреждении по месту жительства, т. е. обычной образовательной организации, так и в специализированном учреждении для детей, имеющих те или иные нарушения развития;  на конфиденциальность информации о состоянии психофизического развития и неразглашении ее третьим лицам, не участвующим в процессе образования детей, определенные льготы при сдаче экзаменов.  Для определения статуса «ребенок с ОВЗ» родителям (при наличии показаний) рекомендуют своевременно пройти ПМПК. если вы не пойдете туда, это Ваше право, но тогда на основании чего ребенок учится в особом режиме, кто определил его педагогический маршрут и на каком основании будет сдавать экзамены в облегченном режиме? Диагноз- это медикцинская составляющая, а педагогам нужен именно этот документ, регламентирующий педагогический маршрут. Я работаю с детьми с ОВЗ, но не имею права заниматься с ребенком, не могу защищать его интересы, если нет результата ПМПК. ребенок будет учиться по обычной программе в классе, что приведет к множеству проблем, о чем и говорить не хочется. Это совершенно не страшно, это педагогический совет с учетом мнения врача о состоянии ребенка, и не факт, что Вашему ребенку будут даны какие то послабления! Вы пишете, что к Вам относятся с пониманием, и не обижайте учителей недоверием, что хотят избавиться от ребенка! Давно бы уже предложили перевести в коррекционное учреждение, а так они как могут, стараются вытянуть трудного ученика! мне кажется, стоит пройти ПМПК. Если же категорически нет, тогда будьте готовы к изменениям в условиях обучения. Это не мы придумали, и как бы не возмущались, никуда не деться.
Ещё раз здравствуйте! Похоже, вы меня неправильно поняли. Кроме меня и высококлассных специалистов, с которыми мой ребёнок занимается платно, никто его "образовательный маршрут" не определяет - он находится на семейном обучении, которое по закону разрешено любому школьнику, вне зависимости от состояния его здоровья. Школьные учителя с ним не занимаются и вовсе не "стараются вытянуть трудного ученика". Они просто оценивают его работы, а видят его два раза в год в течение 20-30 минут, если требуется написать тест в стенах школы . Всё их понимание состоит в том, что они перестали в ужасе от него шарахаться. Ни дефектолога, ни логопеда, ни психолога, с которыми ребёнок мог бы позаниматься бесплатно, в этой школе нет – равно как и во всех окрестных. Хотя нам, повторюсь, это и не нужно – мы помощь такого рода регулярно получаем, и на гораздо более высоком уровне, чем нам могут предложить во всех бесплатных центрах района. Перевестись в коррекционную школу нам не раз уже предлагали. И я даже была там с ознакомительным визитом. Во-первых, мне категорически не понравились условия, которые они предлагают, а во-вторых, в личной беседе директор, выслушав про особенности нашего ребёнка и посмотрев его работы, сказала, что мы и не их профиль тоже. У них учатся дети с УО, у нашего интеллект сохранен – зачем же отуплять ребёнка? Отсюда снова вопрос – зачем же именно нам получать статус ОВЗ, если диагноз давно поставлен, всю необходимую коррекционную помощь ребёнок получает, на семейном обучении числится в полном соответствии с Законом об образовании, а до экзаменов ему ещё три года?
Если обучение точно семейное, не домашнее и не надомное, тогда решение идти на ПМПК только за Вами. Все комментарии и положения в Законе об образовании.
Консультация врача-логопеда на тему «ОВЗ и семейное обучение» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
О консультанте
Специализация
Дефектология, Логопедия
Образование
Московский институт повышения квалификации, олигофренопедагог дошкольных и школьных учреждений
Место работы
Государственное бюджетное образовательное учреждение, центр образования №656 им.А.С.Макаренко
Подробности

Московский институт повышения квалификации, олигофренопедагог дошкольных и школьных учреждений.

Работа с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, нарушения письменной речи, обусловленные проблемами в мышлении, внимании, памяти и т.д. Помогает включать в общеобразовательный процесс детей с диагнозами ММД,СДВГ, ЗПР.

Задать вопрос
Другие ответы консультанта
Ребёнок в 1 7 не отзывается на своё имя
Сыну 1.7 на просьбу принести что то,приносит через раз,на имя своё не отзывается.Разговаривает только на своём «тарабарском». Ма и па говорит но не на родителей,просто так. Показывает и говорит правильно...
Сыну 5 лет непонятливая речь
Моему сыну 5 лет. Все слова говорит только непонятливо. Ходили к неврологу в 4 года она отправила нас к лор врачу. Лор сказал что все хорошо и он начнёт хорошо...
ТНР ОНР 3
Добрый день! Дочке 4 года, и нас отправили на комиссию для перевода в логопедическую группу. Невролог и логопед ставят диагноз ОНР 3. Когда мы пришли на комиссию, нам сказали, что...
Ребенок не разговаривает
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, что мне делать. Ребёнку 1,5, она толком не говорит. Говорит мама, папа, няня, баба ещё некоторые слова по своему. Пытаюсь её заинтересовать книжками, а она вырывает и...
Дисграфия
Добрый день! Сыну 7 лет. Учится во втором классе. Не может списать ни один текст без ошибок, обязательно начеркает.Часто замечает свои ошибки сам. Например, начинает писать новое предложение с маленькой...
Сыну 2 1 говорит мало
Добрый день ! Моему сынишке 2,1 . Словарный запас скуден . До 20 слов. Помимо слов звуков много издаёт мяу ав туту биби животных все звуки издаёт . Но считает...
Ребёнок 2г2мес говорит только Мама и Папа
Здравствуйте! Дочери поставили диагноз задержка речевого развития. В 2 года она только стала говорить Мама, Папа, дядя. Ещё ав-ав и ам-ам. Слоги есть, все понимает, пытается разговаривать, показывает руками, изображает,...